Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ТСЖ трещат по швам

Скандал с созданием липовых ТСЖ обсудили в правительстве Москвы

Скандал с созданием липовых ТСЖ и искусственным разорением государственных ДЕЗов разделил столичные власти. По одну сторону баррикад столичный омбудсмен и комплекс имущественно-земельных отношений, по другую — префектуры и коммунальщики. Мэр возлагает ответственность на «безынициативных и непоследовательных» горожан.

Скандальная ситуация с созданием липовых ТСЖ в Москве и искусственным разорением государственных ДЕЗов стала предметом разбирательства столичного правительства. Вопрос «О развитии конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами в Москве» стоял первым в повестке для заседания в среду. В несвойственной омбудсмену роли защитника государственных ДЕЗов выступил уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский. Cудя по всему, у него не было выбора: на сегодняшний день эта тема оказалась наиболее болезненной для москвичей. За восемь месяцев своей работы омбудсмен получил сотни обращений от горожан, обвиняющих государственные учреждения «Инженерные службы» (ГУ ИС) в создании фиктивных ТСЖ и фальсификации результатов голосования при выборе управляющих компаний (УК).

Сейчас, по определению Музыкантского, в Москве начался переход «от липовых ТСЖ к липовым УК». Районные ГУ ИС повсеместно переводят обслуживаемые ДЕЗами дома на баланс частных компаний на основании подписи председателя правления ТСЖ (зачастую, сотрудника того же самого ГУ ИС) или поддельных протоколов голосования общего собрания собственников. При этом ни в одном документе не прописана ответственность УК за ухудшение состояния дома за время ее правления, не введены страховые нормы, зато создать УК может любое юридическое лицо.

Из-за этого, считает Музыкантский, жилищный фонд города может быть потерян в физическом смысле.

В качестве типичного примера омбудсмен привел ситуацию в районе «Арбат», где из 176 домов в управлении ГУП ДЕЗ осталось 37, а одной только частной УК «Арбат» было передано 95 домов. При этом в 15 домах с ТСЖ председателями правления являлись бывшие руководители ДЕЗа. «Найден простой путь банкротства ДЕЗов, — считает Музыкантский. — Конечно, если из 176 домов отобрать у предприятия 140, оно будет терпеть убытки».

Когда же в районе разгорелся скандал и дело дошло до прокуратуры, выяснилось, что все имеющие отношение к скандалу документы в ГУ ИС уничтожены. «В связи с этим прокуратура заявила, что определить законность принятия решения о смене УК невозможно, — рассказал Музыкантский. – Но значит, тогда нельзя и заключать договора о передаче УК «Арбат» городских субсидий! Ничего подобного — ГУ ИС составляет соответствующие договоры, идет перекодировка и передача бюджетных денег на счета УК «Арбат». Таким же образом производится капитальный ремонт московских домов, отметил Музыкантский: сначала жители «принимают решение», а потом документы уничтожаются. «Например, таким способом люди «решают» утеплить фасад кирпичного дома, а департамент говорит: хотят — будем делать», — рассказал Музыкантский.

Жители Арбата протестуют уже полтора года, рассказал уполномоченный, но только в последнее время префектура начала принимать хоть какие-то меры. Между тем, по мнению омбудсмена, установить истину достаточно просто.

После того как жители обратились к главе ГУВД города Колокольцеву, местный участковый собрал свидетельства порядка 70% жителей района о том, что они решения о смене управляющей компании не принимали, и передал их в ОВД «Арбат». В итоге «сам участковый был переведен в другой район, а где собранные им документы, неизвестно».

Что до «развития конкурентной среды» в Москве, то, по мнению омбудсмена, заинтересованности в этом не просматривается. «В проекте постановления сказано, что 30% городского жилья управляется частными компаниями, — заявил он. — Но нет никакого анализа того, как они появились, кто их выбирал. А единый реестр УК не отвечает своей главной цели: в нем нет сведений о том, сколько домов находится в управлении каждой компании и какие конкретно. И потенциальный заказчик не может посмотреть на эти дома и узнать мнение их жителей». Если так будет продолжаться, считает омбудсмен, Москва может получить неконкурентный, нерегулируемый рынок, который приведет к непредсказуемым последствиям.

Впрочем, префект ЦАО Алексей Александров видит ситуацию иначе. По его мнению, «ДЕЗ и другие УК находятся в равном положении», а проблемы возникают из-за пассивности самих горожан.

«Абсолютное большинство жителей не проявляют инициативы, — заявил префект журналистам после заседания. — Но есть инициативные группы, которые выдают свое мнение за общее. А мы говорим: дайте подтверждение — протокол решения общего собрания». Не видит префект особых проблем и в случаях, когда при создании ТСЖ были допущены нарушения. «Сейчас можно собрать общее собрание и все поменять: правление, председателя, УК. Главное условие — представить протокол», — заявил Александров.

О «негативных» тенденциях в московском ЖКХ уже просто кричит руководитель комплекса имущественно-земельных отношений города Владимир Силкин, уверенный в том, что повсеместный отказ от услуг ДЕЗа — не выбор самих горожан, а манипуляции муниципальных чиновников и коммунальщиков.

Неожиданное появление частных УК на самых «лакомых кусках» не случайность, а тенденция, связанная с желанием получить монополию, считает Силкин. При этом абсолютно не учитываются интересы ни жителей, ни города, перечисляющего на счета сомнительных компаний с уставным капиталом в 10 тыс. рублей средства на оплату субсидий на содержание и ремонт жилья. И ДЕЗы при акционировании ждет судьба РЭПов (ремонтно-эксплуатационных предприятий), которые передавались департаменту имущества города без подрядных работ — и их оставалось только банкротить.

«Мы спрашивали руководителей управ, как же так получилось, а они отвечали: извините — рынок, — рассказал Силкин. — Сейчас история повторяется с ДЕЗами — в «Арбате» мы уже получили 10 млн долга. А ведь государственные ДЕЗы — это те структуры, которые поддержат нас в любой момент, подхватят управление в тех домах, где УК окажутся несостоятельными».

По оценке первого заместителя руководителя департамента имущества Валерия Оноприенко, несостоятельными грозят оказаться многие компании. По его словам, долгосрочный инвестиционный ресурс — десятки миллиардов начислений на счета домов в год — создает предпосылки для криминала.

И при ликвидации УК накопленные годами средства исчезают вместе с фирмами-однодневками.

Наконец-то признал проблему и городской департамент ЖКХ, еще совсем недавно утверждавший, что руководители ГУ ИС возглавляют создаваемые в зоне их ответственности ТСЖ вынужденно, из-за отсутствия грамотных и инициативных людей в доме, а ДЕЗы просто не выдерживают конкуренции с частными компаниями. На заседании в среду руководитель департамента Андрей Цыбин сообщил, что в 2/3 случаев фальсификаций (из признанных судами 50) оказывались виноваты ГУ ИС. По его словам, на рынок «с ведома недобросовестных властей приходит много блатных компаний».

А судя по тому, что департамент намеревается готовить типовые иски в качестве помощи инициативным группам домов (ликвидировать фальшивые ТСЖ теперь можно только по суду), чиновники понимают, что случаев решения судьбы домов против воли их жителей гораздо больше, чем заявлений, уже лежащих в судах.

Впрочем, акцентировать внимание на этой проблеме не захотели ни большинство членов правительства, ни сам столичный градоначальник, признавший ее существование лишь в отдельно взятом районе «Арбат». «Это отвратительный пример, — заявил Юрий Лужков. — Брать на себя множество домов, да еще и мухлевать!».

По его мнению, вина за произошедшее лежит на главе управы (теперь уже бывшем), а также на жителях, которые «непоследовательно повели себя в этой ситуации».

Выслушав несколько выступлений глав управ и частных компаний о достигнутых ими успехах в развитии конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами, заседающие сменили тему. В частности, сосредоточились на вопросах акционирования ДЕЗов, создании «черных списков» недобросовестных УК, а также на застарелой, но ставшей вдруг актуальной проблеме ТСЖ «от застройщика».

«Это дикость, когда ТСЖ образует застройщик. Это надо немедленно менять, — возмущался Лужков. — ТСЖ нужно организовывать, когда в доме появляются хотя бы 50% собственников, квартиросъемщиков, и тогда они выбирают человека, который будет управлять их домом». По словам Лужкова, необходимо немедленно вносить изменения в федеральный закон, позволяющий застройщику создавать в новостройках ТСЖ без жильцов. «По этому поводу должен был Музыкантский возникнуть. Вот где нарушение прав человека», — указал мэр омбудсмену, который, по его мнению, влез не в свои дела.

Заодно досталось и признанному специалисту по жилищному законодательству, депутату Госдумы Галине Хованской, которая, по словам мэра, «всю свою деятельность направляет не на совершенствование законодательства, а на то, чтобы опустить московскую власть». Впрочем, столичный градоначальник согласен «использовать потенциал этого человека, чтобы идти вперед», и готов «оснастить ее этой работой».

О том, что, прежде чем создавать ТСЖ, следует отдавать жильцам их собственность (и не только в новостройках), Хованская говорит уже не один год. Однако соответствующие поправки в жилищное законодательство не находят поддержки среди большинства Госдумы. Что до «липовых ТСЖ» и «блатных УК», то, по мнению Хованской, в настоящий момент в Москве происходит «откровенно беззаконный дележ муниципальной собственности».

По ее словам, если инициатива по созданию ТСЖ идет от жильцов, то она гасится всеми способами. А если этим занимаются сотрудники ГУ ИС, то закрываются глаза даже на такие уголовно наказуемые деяния, как фальсификация протоколов общих собраний и подделка подписей.

«Таких историй по 5–7 в каждом районе, — рассказала Хованская «Газете.Ru». — В Москве уже возбуждено 16 уголовных дел по факту фальсификации протоколов собраний, в судах находятся 80 гражданско-правовых дел о признании недействительными результатов заочных голосований. Вчера на приеме у меня были жители из 5 округов города — и все с той же проблемой».