Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Очень они кому-то понравились»

Русские летчики попали под суд в Таджикистане из-за двух уникальных самолетов, уверены в авиакомпании

Русских летчиков в Таджикистане могли арестовать из-за двух уникальных самолетов Ан-72, уверены в авиакомпании. Во вторник суд огласит решение по этому делу. В авиакомпании почти потеряли надежду на оправдательный приговор, но представители посольства еще верят в справедливое разбирательство.

Во вторник, 8 ноября, судья таджикского города Курган-Тюбе вынесет приговор двум летчикам — россиянину Владимиру Садовничьему и гражданину Эстонии Александру Руденко, которые перегоняли из Афганистана два самолета Ан-72. Позиция обвинения категорична: пилоты, командиры воздушных судов, виновны в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде запчасти от самолета — полуразобранного двигателя. За это прокурор попросил суд назначить обвиняемым по 13 лет лишения свободы. При этом никаких доказательств вины летчиков на суде не было, говорят их адвокаты и представитель авиакомпании. «Ни один свидетель не подтвердил вины пилотов! — заявил «Газете.Ru» защитник Гулом Бобоев. — Выступили таможенники, которые подтвердили, что никакой контрабанды на борту не было».

«Но прокурор встает и мямлит себе под нос, опустив глаза: «Их вина по всем трем статьям документально доказана».

А какой документ подтверждает вину? Только обвинительное заключение. Больше ни одного документа против летчиков нет, — кипятится представитель российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd Виктор Пфефер, находящийся в Таджикистане. — Это как? Здесь просто правовой произвол. Страшное дело, что творится!»

В авиакомпании уверены, что знают истинную причину интереса таджикских силовиков к русским летчикам.

По мнению Пфефера, кто-то из чиновников «положил глаз» на два самолета Ан-72.

«Очень они кому-то понравились, — говорит представитель авиакомпании. — Эти самолеты эксклюзивные, они в Арктику летали, на Северный полюс летали. Тут, в Таджикистане, они могут на любое хлопковое поле сесть и взлететь. Аналогов даже у американцев нет». К авиакомпании они попали легально, добавляет Пфефер. По его словам, гендиректор Rolkan Investmens Ltd Сергей Полуянов — известный российский летчик-испытатель, который вместе со знакомыми решил основать авиакомпанию. «Армия продавала излишки техники, и владельцы авиакомпании взяли кредит и купили эти самолеты», — объясняет собеседник.

По словам Пфефера, в Таджикистане хорошо знали указанные самолеты. «Они работали тут, в республике, больше года назад на министерство обороны, — говорит собеседник. — Хорошо работали, всем понравилось». Потом летчики отправились в Афганистан, так как был заключен соответствующий контракт. «Компания Rolkan Investmens Ltd — только собственник самолетов, не эксплуатант, она сдает самолеты в аренду, — говорит Пфефер. — Был заключен официальный контракт с частной фирмой Aerospace Consortium, которая находится в Арабских Эмиратах. А у этой фирмы есть контракт с крупной американской логистической фирмой Supreme, которая обслуживает ООН и американские войска во всем мире. Летчики перевозили в Афганистане продукты питания, вещи, все, кроме оружия и запрещенных грузов».

В марте контракт закончился, и «начались непонятки». Представитель авиакомпании утверждает, что их пригласили обратно в Таджикистан.

«Пригласили — летите, как к себе домой! — говорит он. — Там три ведомства хотело, чтобы на них эти самолеты работали. Это министерство обороны, президентская гвардия и пограничные войска — Комитет национальной безопасности, местная ФСБ».

Авиакомпания решила перебраться в Курган-Тюбе — «туда много самолетов из Кабула прилетают, отстаиваются, обслуживаются и опять летят на работу в Кабул». «Они в Курган-Тюбе тоже хотят деньги зарабатывать», — добавляет Пфефер. Все разрешения были получены, они были у летчиков, а также были переданы в авиационные службы Кабула, клянутся в авиакомпании. Но при подлете к Курган-Тюбе диспетчеры заявили пилотам, что не могут найти номера разрешений, и посоветовали разворачиваться. «Пилоты посмотрели на расход топлива и запросили экстренную посадку, никто не возражал, — говорит Пфефер. — Это соответствует международным нормам и воздушным нормам Таджикистана. Их тут же встретили пограничники, таможенники, были составлены акты о том, что ничего запрещенного на борту нет. Но потом появились представители комитета национальной безопасности».

Экипажи — на каждом самолете было по 4 человека — были посажены под арест в гостиницу.

«Их охраняли вооруженные люди! — поясняет Пфефер. — Хотя законодательство Таджикистана не предусматривает такой меры пресечения». Спустя месяц часть людей отпустили, а на двух командиров возбудили уголовное дело. «Если это дело читать, то начинаешь со смеху падать — бред сивой кобылы, — невесело говорит Пфефер. — Контрабанда с прорывом таможенной границы. Это как понять? Они что, с боем прорывались? Стреляли из автоматов, гранатометов?» На директора их авиакомпании Сергея Полуянова тоже возбуждено уголовное дело. Однако, в чем его суть, неясно, компания не может добиться от таджикской прокуратуры каких-либо уточняющих документов, говорит представитель Rolkan Investmens Ltd.

Комментируя позицию МИД России, который первое время не спешил на помощь соотечественнику, Пфефер пояснил, что дипломаты, видимо, решили, что это банальный криминал, а потом разобрались. «Владимир Садовничий — заслуженный летчик, 23 года работал в стратегической авиации СССР, служил в Афганистане, рисковал жизнью, — говорит Пфефер. — Потом вышел на пенсию, перешел в нашу авиакомпанию. Александр Руденко — гражданский пилот, заканчивал авиационный институт в Ахтубинске».

Советник посольства России в Таджикистане Дмитрий Кабаев, разговаривавший с Садовничьим в СИЗО, также описывает его как гордого человека, полковника. На содержание в изоляторе тот не жаловался. Даже не хотел, чтобы его семья приезжала в Таджикистан. «Гордый, не хотел, чтобы его в наручниках за решеткой видели», — говорит Кабаев.

Вторник может стать последним днем условной свободы для летчиков.

В авиакомпании хоть и надеются на чудо, но уже не верят в оправдательный вердикт: «Тогда надо наказывать кого-то из своих».

«Их могут осудить по всем трем статьям, выписать штраф где-то по 30 тысяч долларов на каждого пилота, выпустить, а самолеты конфисковать, — предполагает Пфефер. — Для них это лучший вариант, но нас он не устраивает. Самолеты отнимать не за что, и штраф платить не за что». Пфефер говорит, что подобные прецеденты уже были, и приводит пример с авиакомпанией «Ист Эйр», у которой летом этого года внезапно сменился гендиректор. Владельцы компании утверждали, что это был рейдерский захват. А представители республики говорили, что по их законам гендиректором авиаперевозчика должен быть гражданин Таджикистана. «В итоге бывший гендиректор Александр Янчук позвонил пилоту Airbus, приземлившегося в Москве, и сказал лететь обратно, но у Бишкека в Киргизии запросить экстренной посадки, — пояснил Пфефер. — Пилот так и сделал. Так владельцы спасли самолет».

Дипломаты более осторожны в высказываниях и более позитивны.

Советник Кабаев сразу пояснил, что не хотел бы углубленно комментировать процесс, чтобы неосторожным словом не повредить судьбе летчиков. «Но мы считаем пилотов невиновными, — тем не менее заявил он. — Суд — независимый орган даже в Таджикистане, и я до последнего надеюсь, что он будет справедливым и гуманным». Кабаев добавил, что посольство с самого начала плотно работало с властями Таджикистана и Комитетом национальной безопасности республики, вело переписку. Дипломат отметил, что даже если вердикт будет не в пользу обвиняемых, то посольство будет продолжать бороться за летчиков. «Впрочем, сейчас в республике идет праздник — Курбан-байрам, а это праздник милосердия, люди жертвуют страждущим», — добавил Кабаев.

Новости и материалы
Стало известно, что Си Цзиньпин не поедет в Швейцарию после призыва Зеленского
ЕС нарастил закупки российского железа и алюминия
Российский посол рассказал, какие переговоры по Украине с участием РФ возможны
Тульские десантники уничтожили группу ВСУ на Северском направлении
В Армении из-за протестов перекрыли автомагистраль в Иран
В Оренбургской области упал беспилотник
В России спрогнозировали рост потребления мяса
Россиянам рассказали, когда на заправках меньше всего машин
Мэра Большого Камня наградили орденом Мужества в зоне СВО
Российские учителя рассказали, как работа влияет на их здоровье
В Госдуме сообщили число бойцов ВСУ, сдавшихся в плен под Берестовым
Депутаты предложили ввести досрочную пенсию педагогам среднего профобразования
В США заявили о невозможности нанести России полное поражение на Украине
Над Брянской областью сбили два беспилотника
Тайвань за сутки зафиксировал вблизи более 20 летательных аппаратов КНР
УК хотят лишить права определять плату за содержание общего имущества
Пленный боец ВСУ рассказал о расстреле сослуживцев на Пасху
Актера из «Мира Дикого Запада» застрелили грабители
Все новости