Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Образование по версии 3.0.3

Законопроект «Об образовании» в ближайшее время будет внесен на рассмотрение Госдумы

Законопроект «Об образовании» решено передать на обсуждение в Госдуму, об этом стало известно во вторник на итоговой коллегии Минобрнауки. По предварительным прогнозам министра образования и науки Андрея Фурсенко, закон вступит в силу уже через год — в январе 2013-го.

Во вторник на итоговой коллегии министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что проект закона «Об образовании» нужно передавать для дальнейшей работы в Госдуму. «Невозможно всю жизнь обсуждать документ, на каком-то этапе мы должны остановиться, принять на себя ответственность и передать его законодательным органам. Вряд ли кто-то скажет, что по этому закону не было возможности высказать точку зрения. Многие пожелания были учтены», — сказал министр собравшимся.

Законопроект «Об образовании» стал вторым в российской практике документом, который был вынесен на общественное обсуждение — первым был закон «О полиции», который прошел всего одно общественное обсуждение, а затем был внесен в Госдуму и благополучно одобрен парламентом. С законопроектом «Об образовании» вышла совсем другая история. Первая редакция документа была опубликована на сайте Минобрнауки еще полтора года назад, после чего его активно обсуждали и критиковали в экспертных сообществах и Общественной палате.

По мнению экспертов, документ получился слишком объемным и сложным для восприятия, в нем было много несогласованных моментов и даже грамматических ошибок.

Кроме того, в законопроекте отсутствовало такое понятие, как «семейное образование», документ не давал однозначного ответа на вопрос является ли дошкольное образование обязательным или добровольным, в нем не были отражены социальные стипендии для студентов, а также права детей и родителей. Кроме того, этот проект закона, заявляли эксперты, не давал никаких гарантий по заработной плате работников сферы образования.

В то же время, говорили тогда специалисты, новый закон все-таки нужен, поскольку в настоящее время российское образование живет по огромному количеству разрозненных документов. Есть два основных закона — «Об образовании», принятый в 1992 году, и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года. Кроме них сфера образования регулируется различными подзаконными актами и приказами. «Я затрудняюсь сказать, да и вряд ли кто-то скажет точно, сколько всего существует документов, регулирующих деятельность российских образовательных учреждений. По задумке, новый закон должен свести все в единое целое и снять разночтения, которые довольно часто встречаются в различных документах, когда два закона принимают в разное время. Ясно, что надо сделать один источник нормативной базы», — пояснил «Газете.Ru» проректор НИУ-ВШЭ Григорий Канторович.

На фоне возникшей полемики президент поручил провести общественные слушания по законопроекту. 1 декабря 2010 года на первое обсуждение, которое длилось два месяца (до 1 февраля 2011-го) была представлена вторая, доработанная и укороченная редакция документа. Специально для работы с замечаниями и предложениями граждан была создана комиссия под председательством советника президента Вениамина Яковлева. В нее вошли 11 человек, включая чиновников Минобрнауки, ректоров ведущих вузов, представителей Общественной палаты и общероссийской общественной организации «Союз директоров средних специальных учебных заведений России».

В конце июня 2011 года на очередное общественное обсуждение была вынесена третья по счету редакция законопроекта. Документ стал еще компактнее, в нем появилось предисловие с расшифровкой основных понятий.

Одной из главных новаций стало закрепление гарантий по зарплате учителей.

Не менее обсуждаемой стала принципиально новая стратегия дошкольного образования (разработчики поделили его на две составляющие: реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и реализацию услуг по присмотру и уходу. И если услуги по присмотру и уходу предлагалось софинансировать за счет бюджета и родительской платы, то финансирование образовательных программ полностью возлагалось на государство). Если в двух первых редакциях велись споры по поводу отмены статуса академий, то в третьей редакции видология вузов вообще была упразднена и образовательное учреждение имело право взять себе любое название, если оно подкрепленной соответствующим типом программы. Еще со второй редакции сохранилась ответственность за некачественное образование и статья, регулирующая возмещение ущерба. Третья версия документа была воспринята общественностью более благосклонно, и многие эксперты предрекали, что после августовских педсоветов в сентябре законопроект наконец будет внесен в Госдуму. Но этого снова не произошло — Минобрнауки решило доработать его еще немного. На сайте ведомства появилась версия 3.0.1, а затем и версия 3.0.2, которая в настоящий момент все еще доступна для обсуждения.

В Госдуму уйдет еще более усовершенствованная редакция документа: замминистра образования и науки, статс-секретарь Игорь Реморенко пояснил, что ведомство передаст депутатам версию законопроекта 3.0.3.

Директор департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки Марина Лукашевич сообщила, что ведомство уже подготовило законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании». Всего предполагается внести изменения в 100 действующих федеральных законов. В настоящее время идут финальные согласования окончательного текста документа с регионами. «45 субъектов уже согласовали законопроект, 34 субъекта в целом поддержали, но прислали предложения по доработке», — доложила Лукашевич.

Глава комиссии Венимамин Яковлев, подводя итоги работы над документом, высказался туманно: «Конституция гарантирует приобретение основного образования бесплатно. С одной стороны, нужно принять закон, который бы не противоречил Конституции, а другой стороны, не был бы оторван от реалий общества и экономики», — резюмировал он.

Ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов попросил профильный департамент Минобрнауки обратить внимание на ряд аспектов, прежде чем отдавать законопроект в Думу. «Надо четко указать целевой характер стипендий, и социальные стипендии должны быть приближены к прожиточному минимуму, чтобы удержать человека в вузе и чтобы он мог при этом полноценно учиться», — отметил он. Также Кузьминов попросил добавить в документ механизм поощрения вузов по итогам качества приема. «К сожалению, у нас из критериев нормативного финансирования ушел учет качества приема: сколько зачислено на первый курс олимпиадников, сколько с высокими баллами ЕГЭ. Если мы не будем поощрять такие вузы, мы уничтожим механизм селекции», — пояснил он.

Член Общественной палаты Ефим Рачевский, в свою очередь, выразил опасение, что при доработке документ вновь «разбухнет» и станет слишком объемным. «Может быть, стоит какие-то моменты регулировать подзаконными актами. Сейчас текст закона простой и понятный, и нужно это сохранить», — сказал он.

А представители национальных республик высказались за предоставление наибольших свобод в плане изучения родного языка. «В законе есть важные статьи где используется понятия «родной язык» и «родная литература», но само понятие четко не определено. К примеру, русскоязычное население говорит, что для них родной — русский язык, а татарское говорит что — татарский», — высказался министр образования и науки республики Татарстан Альберт Гильмутдинов и попросил сохранить в документе норму о том, что вопрос об изучении родного языка регулируется законодательством республик.

Андрей Фурсенко рассказал участникам коллегии о предполагаемом графике дальнейшей работы над проектом закона. «Мы планировали, что закон поступит в парламент в весеннюю сессию, в этом случае следует ожидать, что он вступит в силу уже в январе 2013. Если его будут рассматривать в осеннюю сессию, то сроки вступления в силу, соответственно, сдвинутся», — сказал министр.

Новости и материалы
Премьер-министр Словакии после операции находится в искусственной коме
Ксения Собчак показала винтажную сумку за полмиллиона рублей
Определился второй финалист Кубка России по футболу
Ким Кардашьян повторила культовый образ Памелы Андерсон из «Спасателей Малибу»
Над Белгородской областью уничтожены две французские авиабомбы
Прокуратура требует 17 лет колонии для 77-летнего ученого, обвиненного в госизмене
Вратарь ЦСКА получил тяжелое сотрясение в игре с «Зенитом»
Стало известно, как изменилась личная жизнь Джонни Деппа после скандального развода
В Минобороны Британии не увидели необходимости в отправке войск на Украину
Во Франции связали покушение на Фицо с его политическими взглядами
Яна Рудковская объяснила, как влезла в платье спустя три года
Начальника колонии в Орловской области заподозрили в превышении полномочий
Руководство ВСУ перебросило из-под Часова Яра одну из «элитных» бригад
Нападение на премьера Словакии стало первым в Европе более чем за 20 лет
Пьяный россиянин жестоко избил племянника из-за ссоры
Стало известно, какая длительность физнагрузок оздоравливает мозг
Найден способ выявления рака за семь лет до клинической диагностики
Иностранный футболист: Тюкавин может заиграть в Европе
Все новости