Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Блогер разжег против церкви

В Карелии против правозащитника возбуждено уголовное дело за критику церкви

В Карелии возбуждено уголовное дело против местного правозащитника и блогера Максима Ефимова: его обвинили в разжигании религиозной розни. Внимание правоохранительных органов привлек опубликованный на сайте Молодежной правозащитной группы Карелии материал, в котором, как сочло следствие, автор оскорбил представителей местной епархии РПЦ.

Уголовное дело в отношении сотрудника Молодежной правозащитной группы (МПГ) Максима Ефимова было возбуждено 5 апреля 2012 года следственным отделом Муезерского района Следственного управления СК по Карелии. Причиной уголовного преследования стала одна из статей правозащитника, которая была опубликована на портале карельского отделения МПГ 31 декабря 2011 года, говорится в постановлении Петрозаводского районного суда о проведении обыска в квартире Ефимова. В пятницу правозащитник был вызван на допрос к следователю.

В материале под названием «Карелия устала от попов» Ефимов указал, что в Петрозаводске «наблюдается рост антицерковных настроений», и попытался объяснить, почему это происходит. Он назвал церковь еще одной «партией власти» и упомянул о «тотальной коррупции, олигархии и всевластии спецслужб» в ней. Как указал автор, на бюджетные деньги, «которых нет на самое необходимое, в Карелии строятся храмы, а РПЦ получает в пользование помещения детских садов, которых катастрофически не хватает». В итоге отношение «нормальных» людей к деятельности Петрозаводской и Карельской епархии Русской православной церкви выражается в грубых надписях на стенах принадлежащих церкви зданий, пишет Ефимов.

Республиканские следователи решили, что текст Ефимова подпадает под ч. 1 ст. 282 УК РФ, то есть направлен на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии: статья была «доступна неограниченному кругу лиц, являющихся пользователями сети интернет».

Теперь правозащитнику грозит либо штраф от ста до трехсот тысяч рублей, либо исправительные работы до одного года, либо лишение свободы на два года.

«Органы следствия заинтересовала одна из фраз в опубликованной статье, где имеются признаки унижения человеческого достоинства целой группы лиц по признакам отношения к религии, — заявил и. о. главы следственного управления Следственного комитета Карелии Дмитрий Висько, передает интернет-портал «Столица на Онего». — Право свободы вероисповедания закреплено в Конституции, и оскорблять людей в зависимости от того, к какой религии они принадлежат, никому не позволено. Автор статьи использовал выражение, где верующие названы «отродьем», и только по этому факту возбуждено уголовное дело», — заявил Висько. «Газете.Ru» в карельском СК прокомментировать дело против Ефимова в пятницу не смогли.

По словам самого Ефимова, о том, что на него было заведено уголовное дело, он узнал, когда к нему пришли проводить обыск, 11 апреля. «До этого мне не звонили и не присылали повесток. О сути дела и о том, в чем меня обвиняют, я узнал из текста постановления суда, разрешающего проводить у меня обыск», — рассказал он «Газете.Ru». По словам Ефимова, обыск проходил с многочисленными нарушениями. Следователи без соответствующих сопроводительных документов изъяли системный блок от компьютера, флешкарты и другие носители информации: «Все это они делали без описи. Они даже не предоставили мне копию постановления об обыске. Пытались выгнать свидетелей, угрожали, что вызовут полицию».

В Петрозаводской и Карельской епархии не смогли дать комментарий по поводу возбуждения уголовного дела. «У нас есть отдел общественных связей, и в обычные дни они общаются с прессой, но сейчас Страстная неделя, и все находятся на службах в храмах. В том числе и владыка», — сказали «Газете.Ru» в епархии.

Ефимов не первый год критикует деятельность карельской РПЦ.

В частности, рассказал Ефимов, он выступал против строительства храма святого великомученика Пантелеймона. «Когда были выделены бюджетные миллионы на строительство храма, я подал в суд, но проиграл – и в Верховном суде Карелии, и в Верховном суде России. Я настаивал, что деньги на строительство религиозных сооружений не могут выделяться из бюджета, поскольку церковь в России отделена от государства», — объяснил он. В 2010 году он провел анкетирование школьников и студентов. «Этот проект проводился в рамках аналогичного общероссийского проекта: выяснилось, что школьники и студенты Карелии — самые нерелигиозные школьники и студенты в России», — напомнил Ефимов. Кроме того, на сайте карельской МПГ правозащитники на протяжении нескольких лет публиковали интервью с общественными деятелями «с ярко выраженной антиклерикальной позицией».

Правозащитник считает, что карельские правоохранители, возбудив дело, пытаются надавать на него, чтобы он перестал выступать с критикой церкви.

Другие правозащитники считают, что уголовное преследование Ефимова незаконно. «Текст этой статьи, которая так не понравилась карельским следователем, не содержит экстремизма. Речь идет не о возбуждении вражды, а о критике деятельности религиозной организации. Причем критике уместной, подкрепленной фактами», — считает правовой аналитик правозащитной ассоциации «Агора» Дамир Гайнутдинов. Согласно постановлению Верховного суд, обобщившего в июне 2011 года правоприменительную практику по «экстремистским» делам, критика религиозных организаций не должна быть поводом для возбуждения уголовных дел по ст. 282 Уголовного кодекса, напомнил он. «Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды», — говорится в постановлении ВС.