Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Онлайн-репортаж из суда по делу Pussy Riot: день восьмой

В Хамовническом районном суде Москвы восьмой день продолжается суд по делу Pussy Riot

В Хамовническом суде Москвы идет процесс по делу группы Pussy Riot. На скамье подсудимых 22-летняя Надежда Толоконникова, 24-летняя Мария Алехина и 30-летняя Екатерина Самуцевич. Они обвиняются в хулиганстве (ч. 2 ст. 213 УК РФ, максимальный срок — семь лет). Девушки признались, что они являются членами Pussy Riot и участвовали в акции протеста в храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года. Подсудимые выступили с последним словом. Судья назначила дату приговора.
Трансляция
Вверху самая ранняя запись С начала
Вверху самая последняя запись С конца
12.55

Судья объявляет: приговор будет озвучен 17 августа в 15 часов. Активисток Pussy Riot выводят из зала заседания. В зале стоя аплодируют.

12.52

Слова взяла третья подсудимая Екатерина Самуцевич. Она сравнивает государство и РПЦ, говорит, что Путин использует церковь в своих целях, напоминает о многочисленных терактах и катастрофах за время президентства Путина. Считает, что когда тот начал опасаться, что «граждане России потребуют отвод президента», решил использовать православную эстетику, чтобы поднять себе рейтинг в глазах граждан. «Для реализации политического проекта потребовалось много эфирного времени, видеооборудование и т. п., с помощью чего транслируется стройная речь патриарха» — говорит Самуцевич. Она считает, что слияние государства с церковью — политический проект. «Эффект от нашего медийного вторжение в храм стал неожиданным для властей. Сначала хотели представить нас как воинствующих атеистов, но не получилось, потому что нас уже знали как панк-группу, выступающую против власти, — говорит Самуцевич. — По сравнению с судебной машиной мы проиграли, но с другой стороны мы победили. Россия в глазах международного сообщества выглядит не так, как ее хочет представить Путин». Выступление Самуцевич было самым коротким. Зал хлопает.

12.46

«Прошло не так много времени, а кажется, люди уже не помнят времен большого террора. Кажется, что нас судят непомнящие люди, — продолжает речь подсудимая Алехина. — Религиозная истина не должна быть статичной, нужно переживать многие вещи для становления, религиозная истина — это процесс, а не оконченный результат, который можно засунуть куда угодно. Все эти вещи осмысляются в искусстве, особенно в современном искусстве». Ее оскорбляет формулировка «так называемый» в словах стороны обвинения, потому что она нивелирует значимость слов, мнений и извинений подсудимых. «Я вас не боюсь, не боюсь лжи и фикции, приговора так называемого суда. Вы можете лишить меня лишь «так называемой» свободы, а мою внутреннюю свободу вам никогда не отнять... Я верю, что именно честность и гласность, жажда правды сделают всех нас свободными, мы это увидим», — заключает Алехина. Снова аплодисменты. Пристав зло в сторону зала: «Эмоции все оставляем при себе, я сказал!»

12.40

Подсудимая Алехина объясняет суду, как формировалось ее мировоззрение: «Когда я занималась организацией экологического движения, у меня окончательно сформировалась внутренняя свобода. Наш процесс — красноречивое свидетельство того, что мы невиновны, что для прекращения произвола нужен ресурс тысячи людей по всему миру. Весь мир говорит об этом на концертах, в парламенте. Премьер-министр Англии приветствует президента России не словами об Олимпиаде, а вопросом, почему три девушки сидят в тюрьме. Это позор! Проведя почти полгода в СИЗО, я поняла, что тюрьма — это Россия в миниатюре: нет личной инициативы, процветает донос и взаимное подозрение. В СИЗО все работает на обезличивание человека, приравнивание его к функции». Рассказывает о распорядке в тюрьме, к которому быстро привыкаешь, считает, что так же, как в тюрьме ценишь малое — постельное белье, посуду, так на воле ценят тоже малое — высокую позицию.

12.35

Внимание судьи, адвокатов и слушателей обратилось к подсудимой Марии Алехиной. «Каждый этап (процесса) — квинтэссенция беспредела. Россия как государство давно напоминает насквозь больной организм, эта болезнь сначала долго и публично замалчивается, но потом находит разрешение через разговор. А наши власти решили вести разговор вот так», — говорит Алехина. Описывает опыт столкновения с системой. Из-за отсутствия изучения гражданского общества в системе образования в России современное искусство считается маргинальным, а люди не чувствуют себя гражданами, не знают своих прав, отмечает Алехина. «Современные институты учат людей с детства жить автоматически, прививают жестокость. У меня есть опыт посещения психиатрического стационара для несовершеннолетних, и там может оказаться каждый», — продолжает она. Рассказывает, что сбежавших воспитанников детдомов за это засовывают в психушку и дают сильнодействующие препараты.

12.30

Речь Надежды Толоконниковой насыщена ссылками, сравнениями, цитатами. «Надо слишком высоко ставить свои предположения, чтобы из-за них подвергать сожжению живых людей», — цитирует она Монтеня. Характеризует поведение свидетелей обвинения: одна (Мотильда Иващенко, отказавшаяся в прошлый четверг выступать в суде) устыдилась, остальные — нет. «Доказательств вины Pussy Riot нет. Выдержки из интервью приводить не решаются», — объясняет Толоконникова и цитирует интервью из «Русского репортера», где она объясняет, что относится к христианству положительно и зачем выступила в ХХС. Подсудимая в жизни придерживается следующих ценностей: справедливость, взаимное уважение, гуманность, равенство и свобода, рассказывает она. Под занавес цитирует песню группы Pussy Riot «Откройте все двери, снимите погоны, почувствуйте с нами запах свободы». Все. Последнее слово Толоконниковой произвело впечатление. В зале суда раздаются аплодисменты. Судья Марина Сырова их обрывает: «Мы не в театре находимся!»

12.25

В СИЗО так много запретов, что передать информацию невозможно, рассказывает суду активистка панк-группы Надежда Толоконникова. «Мы протянули руку людям, которые считают нас своими врагами, а они в эту руку плюнули», — продолжает она. «Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся, гонимы. Я, как Солженицын, верю в то, что слово разрушит бетон. Я, Катя и Маша сидим в тюрьме, в клетке, но я не считаю, что мы потерпели поражение. Как и диссиденты, находясь в тюрьмах и психушках, выносили приговор режиму», — говорит Толоконникова и отсылает слушателей к обэриутам (поэтическому кружку в Ленинграде в начале XX века), истории диссидентства в России, рассказывает про Достоевского и творческий кружок вольнодумцев.

12.22

«Весь процесс нас отказываются слышать,то есть нас не воспринимают, — продолжает речь подсудимая Надежда Толоконникова. — Адвокат Павлова постоянно пытается упрекнуть нас в недостатке образования, но главное — это стремление знать и понимать, это то, что человек может получить сам, вне учебного заведения. Человек может обладать огромным количеством знаний, но не быть при этом человеком...Мы здесь лишь декорации, тела, доставленные в зал суда... Нарушение состязательности сторон налицо».

12.18

Толоконникова: «Христианство, как я его поняла, изучая Ветхий и Новый Завет, поддерживает поиск истины. Христос не зря был с блудницами. Он говорил, что Он с теми, кто оступается, и что Он прощает их. Но на процессе этого нет. Мне кажется, сторона обвинения попирает христианство». Активистка Pussy-Riot считает, что адвокаты потерпевших фактически отошли от защиты своих доверителей и мысленно солидаризовались с подсудимыми: «Мне кажется, какие-то высшие силы направляют речи адвокатов противной стороны, когда они ошибаются и говорят про нас «потерпевшие». «Я бы не стала вешать ярлыки. Нам нужно найти контакт, диалог и совместно стремиться к поискам истины, правды, а не вешать ярлыки. Это последнее, что может делать человек, и Христос осуждал их», — говорит подсудимая.

12.15

Надежда Толоконникова чувствует большую поддержку со стороны общества и в том числе православных верующих. «С каждым днем люди все больше и больше понимают, что, если политическая система ополчилась на трех девочек, которые в течение 30 секунд выступили в ХХС, это значит, что она их боится... Люди чувствуют правду, пути правды всегда торжествуют в итоге над путями коварства и лжи», — заявила подсудимая Толоконникова. Она рассказывает о выступлении Мадонны в Олимпийском во вторник — та выступала с надписью Pussy Riot на спине. «Мы свободнее, чем все эти люди, которые сидят напротив нас на стороне обвинения, потому что мы можем говорить все, что хотим...А у них зашиты рты, и они здесь просто куклы. Мы надеемся, что они в результате пойдут по пути правды и искренности. Мы тут видим сторону людей, которые пытаются найти правду, и сторону тех, кто хочет закрепостить истину», — говорит активистка панк-группы.

12.09

Первой начала говорить подсудимая Надежда Толоконникова: «По большому счету, процесс идет не над тремя вокалистками Pussy Riot, а над всей судебной системой РФ. Судебный процесс приближается к стандартам сталинских «троек»... В том, что произошло выступление в ХХС и последующий процесс, виновата авторитарная система... Это подавление базовых прав человека, его гражданских и политических свобод. Мы искали настоящей искренности и простоты и нашли их в панк-выступлениях. Никакой напускной благопристойности... Первые лица государства стоят в храме с правильными лицами, но лукавят и грешат куда больше нашего... Нам от одного российского воздуха больно. Нас не устраивает вынужденная гражданская пассивность большей части населения, нас раздражает скандальная слабость горизонтальных связей внутри общества... Я наблюдаю крах политической системы в отношении участниц Pussy Riot. Все больше и больше людей верят в нас и считают, что нам не место за решеткой...Многие говорят, что наш политический жест был правильным, что мы раскрыли язвы этой системы, разворошили осиное гнездо, которое потом кинулось на нас».

11.57

Подсудимая Надежда Толоконникова сегодня в футболке с надписью «No pasaran». Пока не началось заседание, подсудимые общаются со своими адвокатами Марком Фейгиным, Николаем Полозовым и Виолеттой Волковой. Завтра у Марии Алехиной день рождения. В суде поговаривают, что в ее честь в четверг под окнами СИЗО сторонники Pussy Riot устроят фейерверк.

11.51

В Хамовническом суде начинается восьмой день процесса по делу Pussy Riot. Меры безопасности в среду усилили. Как и прежде, полностью перекрыт 7-й Ростовский переулок, вещи теперь досматривают при входе в переулок, а затем на входе в здание суда. Журналистов начали запускать в зал около 11.30, сначала прошли видео и фотооператоры. Подсудимые готовятся сказать свое последнее слово. Когда будет приговор, пока непонятно. Адвокат защиты Николай Полозов предположил, что судья Сырова может вынести вердикт в пятницу, в день закрытия Олимпийских игр-2012.

Появились новые записи
показать
Новости и материалы
В Кривом Роге произошли взрывы
В Минобороны рассказали о работе артиллерии на Авдеевском направлении
В украинском городе Днепре произошли взрывы
Иран приостановил полеты над частью городов
Аналитик перечислил переводы, приводящие к блокировке банковской карты
В Иране сообщают о взрывах
Через два года самозанятые смогут делать взносы на больничные
На всей территории Украины объявили воздушную тревогу
Россиянам пообещали аномальную жару в некоторых регионах
Гастроэнтеролог рассказала, кому нельзя есть сырые овощи
Израиль нанес удар по территории Ирана
В России разработали робота-поводыря с ИИ
«Волнорез» не дал беспилотникам поразить оставленный в поле «Солнцепек»
В ФБР бьют тревогу из-за китайских хакеров
США объяснили вето против вступления Палестины в ООН
Стало известно число премьер на Московском международном кинофестивале
S&P снизило рейтинг Израиля на фоне обострения отношений с Ираном
Военный раскрыл, как ветер помогает ВСУ атаковать российские города
Все новости