Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Марфо-полицейская обитель

«Газета.Ru» с правозащитниками посмотрела, как уже 20 дней в отделе столичной полиции живут двое граждан Киргизии

В отделениях столичной полиции уже несколько недель остаются почти 200 иностранцев, ставших жертвами недавней охоты на мигрантов. Что с ними делать, полицейские не знают. Суды постановили депортировать мигрантов принудительно, но для этого их нужно отправить в Центр содержания иностранных граждан, а там нет мест. «Газета.Ru» с правозащитниками посмотрела, как уже 20 дней в отделе полиции «Марфино» живут двое граждан Киргизии.

Перед калиткой у входа в отдел полиции «Марфино» огромная лужа, приходится пробираться по узкому бордюру, чтобы не намочить ноги.

— Нужно будет записать, чтобы как-то привели в порядок. Кто так вообще дорогу асфальтирует? — возмущается правозащитник Андрей Бабушкин.

На проходной стоит мужчина, пытается пройти в отделение, но его не пропускают.

— Я тут коньяк принес, — кричит он кому-то в трубку.

— Давайте подождем, кто сейчас за коньяком прибежит, — в шутку предлагает правозащитник Александр Куликовский.

Андрей Бабушкин и Александр Куликовский из Общественной наблюдательной комиссии города Москвы приехали в ОВД «Марфино» после того, как сотрудники комитета «За гражданские права», возглавляемого Бабушкиным, обзвонили московские отделения полиции.

Они выяснили, что в «Марфино» уже 20 суток находятся двое граждан Киргизии, которые ждут, когда освободятся места в Центре содержания иностранных граждан (ЦСИГ).

Их приключения, или скорее мытарства, в столичном околотке стали отголоском недавней кампании по зачистке Москвы от нелегальных мигрантов — борьбы с гражданами СНГ, которые нарушили режим пребывания в столице.

Сегодня в городских отделах полиции, по данным, которые сообщили правозащитникам полицейские, находятся около 200 иностранных граждан, которые ждут мест в ЦСИГ. Такая ситуация вряд ли разрешится в ближайшие дни и даже недели.

А если учитывать, что в октябре количество мест в ЦСИГ еще сократится из-за ремонта, то, похоже, городские отделения полиции станут «гостиницами» для нелегалов на долгое время.

В ОВД «Марфино» Андрей Бабушкин уже приезжал минувшей зимой, тогда он написал целый список претензий, которые имеются у правозащитников к этому отделу. Сейчас, зайдя в отделение, Бабушкин сразу замечает изменения — здесь явно провели косметический ремонт. Навстречу правозащитникам выходят несколько сотрудников полиции.

— Снова ваш отдел отличается. Вы зачем их (иностранных граждан. — «Газета.Ru») задерживаете, если их негде держать? — сразу приступает к допросу Бабушкин.

— Мы выполняем постановление суда, — отвечает один из сотрудников, по случайному совпадению сам киргиз по национальности.

— В постановлении суда нет ни слова про полицию. Там написано, что их до выдворения должны содержать в Центре содержания иностранных граждан, а исполнение выдворения возложить на Службу судебных приставов, — замечает Бабушкин.

Книгу учета доставленных, где указана дата задержания киргизов, правозащитникам не выдают, говорят, что запрещено. Всех нелегальных мигрантов готовят к принудительному выдворению, поэтому им и приходится сидеть в отделениях более 20 дней в ожидании перевода в ЦСИГ, откуда их и будут депортировать.

Примечательно, что большинство задержанных, по их признанию, готовы уехать в ближайшие дни — у них есть деньги на билет. Однако для этого полиция и УФМС по Москве, когда направляют задержанного в суд, должны представить ходатайство о том, что гражданин готов быть выдворенным «добровольно».

Только в этом случае они могут сразу же купить билет и выехать из России.

Однако ни полиция, ни ФМС не предоставляют такие ходатайства. В итоге мигранты оказываются своего рода заложниками в отделах полиции. «Нам сказали, что такая ситуация будет сохраняться и дальше», — говорит правозащитник Куликовский, ссылаясь на главу департамента региональной безопасности города Алексея Майорова.

— Разъясняйте судье, что человек ранее к административной ответственности не привлекался, готов выехать из страны добровольно. Тогда и у вас в отделе никто по 20 дней сидеть не будет, — говорит Куликовский полицейским.

— Разъяснять судье? Вы вообще в судах были?

— наступает в ответ на правозащитника возникший невесть откуда «ответственный от руководства», как его представляют.

— Если по-человечески объяснить, то все будет нормально. Вы наверняка говорите просто «выдворение», — говорит правозащитник.

— Да нет, мы судье говорим про добровольное выдворение, но он сам выносит решение. Нас в известность не ставит, — говорит «ответственный».

Он рассказывает, что кормят задержанных три раза в день, спят они на матрасах, а в отделении недавно сделан ремонт. Правозащитники проходят в камеру, в которой сидят два киргиза.

— Вас сколько раз в день кормят? — спрашивают они.

— Один раз, — отвечают киргизы.

Выясняется, что еду привозят один раз в день по вечерам и выдают сразу ужин, завтрак и обед — именно в таком порядке. Гулять выводят раз в три дня, когда дежурит «лояльная» смена.

Задержаны нелегалы, по их словам, были еще 18 августа, когда прогуливались по улице. Они, как и большинство попавших в такую ситуацию иностранцев, нарушили режим пребывания, пробыв в Москве безвыездно более трех месяцев.

В суде киргизы, по их словам, рассказывали, что готовы сразу же выехать, но судья не принял их слова во внимание. Постановление суда было вынесено 21 августа. В результате в ОВД «Марфино» они живут уже 23 дня — это рекорд незаконного содержания в отделе полиции, даже по данным правозащитников.

Куликовский объясняет, что нужно снова обращаться в суд, чтобы задержанным изменили меру пресечения на добровольное выдворение. Полицейские возражают, что готовят документы для суда в таких случаях сотрудники УФМС Москвы, а полиция лишь устанавливает личность и проверяет, совершали ли задержанные преступления или правонарушения. Сотрудники УФМС едут в суд, после вынесения решения киргизов возвращают обратно в отдел.

— Можно ответственного от руководства? — спрашивает Бабушкин. — Мы не можем понять, что у вас тут люди делают? Посмотрите, вот постановление суда, там написано, чтобы вы поместили их в ЦСИГ, поручили судебным приставам. Где здесь хоть слово про ОВД «Марфино»?

— Там нет мест, — говорит «ответственный».

— А какое ваше дело, что там нет мест? У моей соседки нет денег, чтобы купить машину, но меня же это не волнует? — парирует Бабушкин. — Вы имитируете правоохранительную деятельность, занимаетесь бессмысленной работой. Я очень жалею, когда на днях выступал перед президентом, я дал очень мягкую оценку деятельности московской полиции. Вы занимаетесь бессмысленной работой, тратя из карманов налогоплательщиков миллионы рублей на бессмысленное содержание в отделах полиции этих граждан. Если вас интересует, сколько человек въехало в страну, идите работать в ФМС.

Бабушкин говорит, что уже пять раз давал поблажки этому отделу полиции, и грозит написать заявление Якунину (главе ГУ МВД по Москве. — «Газета.Ru») с просьбой расформировать отдел и превратить его в территориальное отделение полиции.

Во время разговора выясняется, что у одного из задержанных третий день болит ухо.

За день до приезда правозащитников он говорил об этом полицейским, но те не отреагировали. «Ничего он не говорил», — возмущается все тот же «ответственный». Бабушкин настаивает на том, чтобы вызвали «скорую».

— Почему вы ему доверяете, а мне нет? — возмущается «ответственный» от начальства.

— А вы мне не говорили, что у него ухо болит, — замечает Бабушкин.

Когда «скорая» приезжает, выясняется, что у киргиза какая-то инфекция, и его забирают в больницу, чтобы промыть ухо. «А с нами поедет какое-то сопровождение?» — спрашивает фельдшер. Полицейские отправляют нелегала с врачами одного, обещая прислать за ним патруль в больницу.

Бабушкин выясняет, дают ли задержанным чай.

— Чай есть, воды нет, — отвечают киргизы, протягивая прозрачный пакет, где собрано за 20 дней уже примерно 300 граммов сахара и 100 граммов сухого чая. 20 дней задержанные, по их словам, не пили горячий чай, не принимали душ.

— Я им свое постельное белье привез. Я же сам киргиз, что, я своих земляков брошу? У меня в кабинете чайник стоит, буду им теперь кипяток выдавать, — говорит один из сотрудников отдела. — Я же слово держу: что вы сказали исправить, когда вы приезжали в прошлый раз, мы исправили.

Выясняется, что заместитель прокурора по СВАО приезжал за несколько дней до приезда правозащитников. Он никаких нарушений в отделе не отметил.

Бабушкин звонит главе Совета по правам человека Михаилу Федотову с отчетом, сообщает, что в СВАО находится таких задержанных 39 человек, а в целом по Москве — 200 человек. Рассказывает, что на просьбу о добровольном выдворении суд не отреагировал. «Я думаю, что Якунин просто не знает, что нарушаются права 200 человек», — резюмирует Бабушкин.

Вскоре в отделе появляется еще и начальник тыла УВД по СВАО, которого правозащитники тоже привлекают к решению проблемы. «Глава УФМС по Москве говорит, что принудительное выдворение используется только в исключительных случаях, — говорит ему Куликовский. — Давайте проследим это на примере конкретных людей. Если вы столкнетесь с сотрудниками ФМС, которые говорят о принудительном выдворении, то звоните сразу нам, мы свяжемся с главой ФМС и как-то разрешим эту ситуацию».

Уже на выходе из отдела Бабушкин интересуется: «А кто у вас так заасфальтировал вход? Прыгать приходится».

— Я сам асфальтировал. Вот смотрите, здесь есть прореха, куда потихоньку стекает вода из лужи,

— говорит полицейский-киргиз. Однако вода стекла не до конца, и, провожая правозащитников, ему самому тоже приходится через лужу перепрыгивать.

Новости и материалы
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
У здания калининградского суда подрались участницы процесса
Все новости