Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Интеллектуал» занялся краудфандингом

Столичная школа для одаренных детей «Интеллектуал» собирает добровольные пожертвования после резкого сокращения финансирования

Школа для одаренных детей «Интеллектуал», вот уже четыре года входящая в Топ-20 рейтинга школ Москвы, вынуждена собирать добровольные пожертвования после того, как город урезал ее финансирование примерно на две трети. В таком же положении оказались еще несколько лучших учебных заведений столицы. В школах не теряют надежды на помощь властей.

«Уважаемые родители, выпускники, друзья школы «Интеллектуал»! В конце прошлого учебного стало окончательно известно, что на 2014–2015 учебный год финансирование школы резко сократится. С подобной ситуацией столкнулись многие гимназии, лицеи, а также школы для инвалидов и трудных подростков» — такое объявление появилось 1 сентября на неофициальном сайте школы «Интеллектуал», вот уже четыре года входящей в двадцатку лучших школ Москвы, по данным департамента образования. Представители школы пояснили, что они вынуждены искать финансирование на стороне.

В объявлении говорится, что администрация школы и педагогический коллектив оптимизировали ежегодные затраты: хозяйственные расходы, количество ставок, учебный план. Но в конце августа выяснилось, что финансирование школы сократится не менее чем две трети. «Таким образом, проведенная нами оптимизация не дала ожидаемых результатов, а дальнейшее сокращение расходов приведет к резкому падению качества образования в нашей школе.

Какое-то время педагогический коллектив готов работать в том числе и на волонтерских началах, но это не может быть системой. Поэтому мы вынуждены искать внебюджетные источники. Это необходимо, чтобы сохранить наши уникальные спецкурсы, кружки, конференции, олимпиады и экспедиции, в которых участвуют не только ученики нашей школы, но и школьники Москвы, России и зарубежных стран», — говорится в сообщении, под которым указаны реквизиты счета для перевода средств.

Объявление о сборе средств для «Интеллектуала» через фейсбук распространила выпускница «Интеллектуала» Анастасия Галгашова, и сообщение вызвало большой резонанс в сети.

«Наша цель — исключительно поиск и привлечение внебюджетных благотворительных средств. Мы думаем о возможности внешнего финансирования, собираем деньги с выпускников и сочувствующих на добровольной основе. Выпускники также обсуждают возможность открыть попечительский фонд», — рассказала Галгашова «Газете.Ru».

До реформы столичные школы получали от города финансирование в разном размере. Однако после прихода Сергея Собянина на пост мэра новый столичный департамент образования счел такой подход несправедливым и решил, что всем нужно давать равные возможности. В 2011 году запустили пилотный проект, по всей Москве посчитали среднюю величину и начали давать ее школам, которые записались в пилотную программу.

Финансирование в большем размере получали специализированные школы, как для одаренных детей, так и для детей с ограниченными возможностями. Они от участия в пилотном проекте отказались, так как это значило бы добровольный отказ от повышенного финансирования. Так что с 2011 по 2014 год директора этих школ замерли в ожидании, что будет дальше.

Школа-интернат «Интеллектуал» была создана правительством Москвы в 2003 году для работы с одаренными детьми, рассказал «Газете.Ru» заведующий кафедрой математики «Интеллектуала» Алексей Сгибнев.

«Перед «Интеллектуалом» поставили задачу дать детям возможность учиться столько, сколько они хотят, и тому, чему хотят. Под одаренностью мы понимаем именно желание и готовность много учиться. В нашей школе почти все предметы можно изучать на двух или трех уровнях сложности. При этом ученики могут выбирать предметы не только стандартного профиля, такие как физика и математика, а в разных сочетаниях, например углубления по истории, физике и биологии. Сейчас в Москве я знаю только одну другую школу с подобными возможностями — школа №218, — объясняет Сгибнев. — Профильные группы имеют очень достойный уровень, их ведут, как правило, преподаватели с университетским образованием. Спецкурсы и кружки часто проводят специалисты из НИИ, работающие на переднем крае науки».

Ученики «Интеллектуала» участвуют в археологических и биологических экспедициях, старшеклассники ездят в лаборатории и делают научные публикации. Деление на подгруппы, широкий учебный план, большое количество спецкурсов и кружков, интернат требовали повышенного финансирования.

«Мы — открытый проект. Уже несколько лет у нас действует вечернее отделение — кружки и спецкурсы, посещать которые могут все желающие. До сих пор эти занятия были бесплатными. Каждый год в школе проводится несколько десятков открытых лекций и концертов. На базе «Интеллектуала» ежегодно проходят конференции и летние школы, на которые приезжают участники со всей России, — продолжает Сгибнев. — Даже по меркам департамента мы показываем очень хорошие результаты: четвертый год подряд «Интеллектуал» входит в первую двадцатку официального рейтинга школ Москвы. И это несмотря на то, что в рейтинге не учитывается число школьников, так что школы в 600 человек, а тем более комплексы по 2 тыс. человек имеют при подсчетах явные преимущества перед небольшими школами типа «Интеллектуала», в котором меньше 300 человек».

«Теперь получается, что если раньше специализированные школы с особыми нуждами получали больше на ребенка, чем обычные учебные заведения — ввиду особых задач и более сложного контингента учащихся, то теперь они получают почти вдвое меньше обычных среднеобразовательных учреждений, — говорит Сгибнев. — Почти каждый учитель встречал одаренных детей и знает, что на самом деле это дети сложные. Они обычно знают ответы на все вопросы, прежде чем их задали, перебивают учителя, обычная программа слаба для них.

Обидно, что есть несколько школ с отлично работающим механизмом, что подтверждено в официальном рейтинге департамента, и они не могут продолжать нормально работать, а все упирается в деньги».

Директор школы «Интеллектуал» Юрий Тихорский рассказал «Газете.Ru»: «С 2011 года в московском образовании был взят курс на выравнивание образовательных возможностей, начался процесс выравнивания финансирования. Большинству школ он пошел на пользу. К 1 сентября 2014 года пилотный проект по развитию общего образования в Москве в целом завершился. Мы и ряд других школ, которые в него не входили, автоматически потеряли все прибавочные коэффициенты к финансированию. Вместо 278 тыс. руб. на ученика в год мы получили 63 тыс. руб. Школы же, вошедшие в пилотный проект, получают сейчас 107 тыс. руб. на ученика средних классов (на старших — 123 тыс. руб.)».

По данным «Газеты.Ru», в сложное финансовое положение попали еще четыре школы из верхней части рейтинга департамента образования — лицеи №1535, №1502, №45, №1303, а также школы для инвалидов и трудных подростков. В первых трех лицеях отказались от комментариев, сославшись на отсутствие руководства.

Руководство химического лицея №1303 признало, что финансирование с нового учебного года действительно существенно сократилось.

«Пытаемся найти дополнительные средства: подали в департамент заявку на финансирование работ сверх государственного стандарта — их у нас очень много. Это оформляется как «государственные работы». Экспертная комиссия будет рассматривать заявку. Величина катастрофы зависит от того, какая часть этих заявок будет принята, — сказал «Газете.Ru» директор лицея Сергей Семенов. — Если у нас так и останется 63 тыс. руб. на ученика в год, будет катастрофа». При этом «говорить о катастрофе пока рано», добавил Семенов.

Получить комментарий от столичного департамента образования по вопросу о реформе финансирования столичных школ «Газете.Ru» не удалось. На протяжении двух дней в пресс-службе ведомства ссылались на сильную занятость руководства.

«Мы просим Собянина дать нашим детям хотя бы такое же финансирование, что и в других школах Москвы. Если общая политика в московском образовании — равенство возможностей школьников, то почему наши дети должны получать меньше других?» — говорит Сгибнев.

«Мы просим поддержки и у общества. Похоже, что государственный заказ на нашу школу исчез, однако есть большой слой детей, для которых школы типа «Интеллектуала» жизненно необходимы. Мы должны выполнить обязательства перед детьми и провести учебный год.

Мы максимально сокращаем непедагогические расходы. Уже сейчас мы ведем часть занятий бесплатно. До сих пор мы не брали с родителей ни копейки. В нашей школе около 30% учеников — дети из социально незащищенных семей, которые не смогут отдавать много денег за учебу, — говорит Сгибнев. — Картина стала ясна в конце августа. Мы же не можем объявить детям, что мы вас набрали, собирались учить, а сейчас денег нет — и все закрывается. Будем пытаться найти деньги».

При этом, по словам директора школы Юрия Тихорского, призыв о помощи — это «инициатива общественности», а объявление висит не на официальном сайте школы, а на сайте-спутнике.