Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Дико здесь слышать украинскую речь»

Как поселок Чернухино приходит в себя после боев за дебальцевский котел

Поселок Чернухино, вместе с Дебальцево занятый ополченцами ЛНР, оживает после двух недель боев. При новых властях местные жители боятся угодить в списки предателей, сотрудничавших с украинской армией: в комендатуре признаются, что через доносы соседи начинают сводить личные счеты. О том, как сегодня живет разрушенный поселок, в репортаже корреспондента «Газеты.Ru».

Оставленный украинской армией блокпост перед поворотом на поселок Чернухино. Укрепления из мешков с песком и блоков, кострища от взрывов, превратившаяся в угольки печеная картошка, одежда бойцов и брошенные консервы с рисовой кашей. Уже начинают хозяйничать местные: подъезжают на побитых «Жигулях» собирать металлолом. Признаются, что пока его некуда сдавать, запасают на будущее. Сгоревшие танки (один с отброшенной метров на тридцать башней) и покореженные орудия с помощью подъемника вывозят организованно.

— Ты в поля не ходи, там мины, — предупреждает рабочий Сергей, в обнимку выносящий снаряд. Бросает его на обочину. — Не бойся, он стреляный. Когда целые находим, саперов зовем.
Вместе с напарником цепляет ствол артиллерийского орудия, чтобы поднять в грузовик. Первая попытка не удалась: один из тросов под тяжестью ствола развязывается.

В самом Чернухино, кажется, разбит каждый второй дом. Вокруг осколки кирпича и шифера, черные ребра сгоревших крыш. У нескольких построек разрушен только фасад: говорят, танки для маскировки загоняли внутрь. На заборах белые ленты. Зачем, жители и сами толком объяснить не могут. Кто-то считает их символами поддержки самопровозглашенной республики (у ополченцев белые ленты повязаны на рукавах, а у украинских военных — желтые) кто-то — обозначением домов, в которых остались люди.

Перед распахнутыми воротами колонии строгого режима дежурят представители комендатуры ЛНР, к ним с вопросами подходят местные.

— Поясните, есть я в списках или нет? — добивается немолодой мужчина, которому знакомые сказали, что он угодил в некий список предателей. — Всю жизнь прожил здесь, меня все люди знают с нормальной точки зрения. Канал «1+1» (украинское ТВ. — «Газета.Ru») показывает, как возле моего дома стоят БТР, «укропы» фотографируются. Но во дворе техники не было, никого я не привечал…

— Успокойтесь, информации по вам нет. Сейчас время такое, интриг много будет, соседи начнут счеты друг с другом сводить, — успокаивает врио коменданта Сергей Парфенюк.

До войны в Чернухино жило около 3 тыс. человек. Кормились в основном сельским хозяйством, птицефабрикой и мужской колонией строгого режима. Молодежь перебиралась в соседние города — Антрацит, Красный Луч, областной Луганск. С 14 августа прошлого года в поселке стояла украинская бригада, в конце февраля вернулась ЛНР.

Во время боев — а чернухинцев поливали огнем две недели подряд — осталось около 300 жителей.

Сейчас те, кому некуда надолго уехать, возвращаются: за несколько дней население выросло в три раза.

— Начали восстанавливать газопровод, обходим дома, — рассказывает Парфенюк. — Очень много неразорвавшихся снарядов осталось, больше сотни, растяжки обезвредили — и по полям, и в жилых дворах. На зоне работает пекарня, есть полевая кухня, 800 комплектов «гуманитарки» раздали.

Помощь (набор с рисом, спагетти, чаем, сгущенкой, рыбными консервами и тушенкой) получила и подошедшая активистка Зинаида Лебедева. В самые жаркие февральские бои она выехала в соседние Ровеньки, вернулась 1 марта.

— Всю хату обчистили, — дотошно перечисляет пенсионерка. — Вынесли еду, масло подсолнечное, гитару немецкую, дамский велосипед, бидон, которым я воду вожу, алюминиевую кастрюлю и даже парик. Думаю на «нациков» и на соседей.

Украинских солдат вспоминает недобрым словом: осенью целый день стреляли из автоматов, поминая погибших в Никишино. Уточняю: кто именно — армия, добровольцы, нацгвардия стояли в поселке? Отвечает: для нее все они «укры».

В разговор включается другая старушка, сидящая в десятке метров от нас на бетонном блоке. Говорит по-украински.

— Мне даже дико слышать украинскую речь здесь, — шепчет Лебедева, тут же с чувством продекламировав вычитанный в газете патриотический стих.

— Куды ж я поеду? Корова у меня, из-за нее не поехала. Люди выпускали коров, а я свою дочу не пустила. После войны она доиться перестала, — объясняет баба Аня, вытирая глаза кончиком платка. — Испугалась сильно. Что было при украинцах? Было все. Рынок был, и пенсии платили. Когда бои были, две недели в подвале сидели, в баночку в туалет ходили. Продуктов никто не возил. На что мне продукты во время войны? Мы не ели, водичку пили — и все.

— Это «нацики» стреляли, — резко перебивает старушку активистка. — Ополченцы, когда стреляли, ни один дом не разрушили.

Женщины говорят, что при украинцах были и предатели, сотрудничавшие с армией. Некоторые мародерствовали. Помимо гуманитарной помощи новые власти выплатили и пенсию по 1800 гривен (около 4 тыс. руб.).

Из ворот колонии выглядывает Сергей, худощавый мужчина с колючим взглядом. Говорит, что уже «вольный», 5 марта должен выйти по УДО. Сел на три года за кражу.

— Было около 500 осужденных и 25 на поселении. В начале августа пришли украинские войска, нас за пять минут с поселения в колонию пригнали, ни вещей, ни продуктов не дали забрать, — делится новый собеседник. — Из сотрудников остались только младший инспектор Елена, она на КПП работала, и доктор. Начальник уехал в отпуск, его заместитель сбежал.

Военные попытались зайти в колонию, но их не пустили дальше ворот. Больше попыток не было. Во время боев осужденные кормили весь поселок: пекарня каждый день давала по 200 буханок хлеба, делились и другими продуктами. Большинство зэков разбежались, некоторые, помыкавшись под обстрелами, вернулись. Сейчас почти весь оставшийся контингент, человек пятьдесят, перевели в Перевальск, в Чернухино дежурят только занятые на пекарне.

— Говорят, что и по домам наши лазали, еду воровали. Было и такое, некоторые лазали. Но они и делились: доставали из оставленных домов закрутки, в бомбоубежище носили, — защищает товарищей «вольный» осужденный.

Водит по ставшим пустыми баракам: выбиты стекла, перевернуты тумбочки, по полу разбросана одежда, диски с фильмами и карты.

Снаряд попал в камеру блатных, где остались резная мебель и расписной камин. Говорит, что в мирное время блатные разъезжали по колонии на иномарках.

Показывает снаряд «Града», застрявший в блочной кладке над полуподвальной пекарней. Угодил бы чуть ниже, живущим там же оставшимся зэкам пришел бы конец.

— У меня во дворе вот такая дура торчит, — уже на улице рассказывает местный житель Николай, широко разводя ладони. — В начале января отключили свет, газ несколько раз перебивало, местные пытались восстановить, украинцы не давали: команды из Киева нет. Нас, правда, не трогали.

— Жалко западнян, которых сюда кидают. Молодые, перепуганные ребята. Поначалу они кучеряво жили, нас сигаретами и хлебом угощали, — добавляет другой пенсионер. Селяне и так не любят представляться по фамилии, а сейчас еще и осторожничают, чтобы в «предатели» не записали. — Потом, последние недели три, солдаты ходили по хатам сами, еду искали. Бросили их, как котят.

Добавляет, что в Чернухино остались одни бабушки. На целой улице Энгельса живет один, на соседней — шесть старушек. Кто мог, перебрался на Украину или в Ростовскую область.
Навстречу идут несколько пенсионерок. Увидев журналиста, наперебой рассказывают о потерянном имуществе и пережитом.

— Выезжали кто куда — в Перевальск, Снежное, Торез, — говорит одна из них. — В конце января украинцы выгнали нас из дома, сказали: идите туда, где солдат нет. В подвале они матрасы постелили и спали.

На домах и воротах, где квартировали солдаты, размашистые надписи из баллончика: «Украiна». На них, правда, внимания не обращают: подобранным на улицах материалом вернувшиеся мужчины пытаются залатать крыши и окна.

Новости и материалы
На Украине произошел скандал из-за позиции модели киберпомощника МИД
В Италии назвали возможные последствия прорыва России в Очеретино для Украины
Стало известно, как россияне обосновывают необходимость повышения зарплаты
Белоруссия надеется, что переговоры по Украине возобновятся
Россияне назвали лучшие города для подработки
В России зафиксировали резкий рост займов на автомобили
Москвичи стали чаще жаловаться на кибермошенников
Стало известно, какой пассивный доход получают россияне
Стало известно, сколько россиян пострадали от нарушений прав потребителей
Гендиректор ВАНК арестован в Хабаровске
В ЦБ рассказали россиянам, как выбрать вклад
Российские снайперы ликвидировали украинского военного, носившего каску с эмблемой СС
ВС РФ нанесли удары по энергосистеме и складу боеприпасов в Сумах
В КНДР заявили, что Британия на Украине подталкивает Европу к бедствиям войны
Билл Гейтс продолжает неофициально руководить Microsoft
В МИД Белоруссии сообщили, что двери для переговоров по Украине открыты
В Китае удивились поведению Лукашенко в Кремле и улыбке Путина
В России намерены ограничить комиссии за снятие денег с кредиток
Все новости