Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вплавь по улицам Москвы

Почему дожди все чаще приводят к подтоплениям улиц столицы России

Из-за изменившегося характера дождей московские ливневые стоки все чаще оказываются бессильными перед потоками воды. Москва превращается в готовую декорацию для съемок фильма про Всемирный потоп. Ливни затапливают улиц, подземные переходы, а также вестибюли станций метро. «Газета.Ru» попыталась разобраться, почему так происходит все чаще. Столичные власти объяснили, в чем они видят выход.

Сильный ливень, прошедший в Москве вечером в субботу, 20 июня, вызвал подтопление ряда ключевых улиц, в том числе Тверской улицы, Хохловского переулка, Бауманской улицы и других. Залиты водой оказались многие подземные переходы, например ведущий от метро «Шаболовская» к парку Горького. Из-за скопления воды пришлось временно закрыть северный вестибюль станции метро «Щелковская». Активнее всего на локальные потопы жаловались жители Восточного и Северного административных округов.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Posted by gazeta.ru on 22 Июнь 2015 г.

Синоптики утверждают, что субботний ливень с 31,7 мм осадков побил рекорд 1933 года, когда на Москву обрушилось 23 мм дождя. Напомним, предыдущие «мокрые» рекорды фиксировались в столице 15 и 16 мая этого года. Вообще же июнь 2015 года уже перевыполнил свою норму по осадкам на 20% и, судя по прогнозам, останавливаться на этом не намерен.

Так, кратковременные дожди и грозы ожидаются в Москве всю эту неделю, включая выходные.

Метеорологи говорят, что июнь — самый влажный месяц в году. Земля еще не прогрелась, и холодный воздух, поднимающийся от нее, в сочетании с теплыми потоками воздуха атмосферы приводит в итоге к мощным ливням. Однако массовые подтопления в городе стали отмечаться только последние пару лет.

Коммунальщики утверждают, что изменился и сам характер осадков. «Представьте, что вы пытаетесь в свою незасоренную раковину вылить одновременно три ведра воды. Естественно, сразу она в сток не уйдет и какое-то время будет пребывать в «стоячем» состоянии», — объяснили «Газете.Ru» в столичном комплексе ЖКХ и благоустройства. Эксперты соглашаются, что дожди стали интенсивнее.

«Если раньше большая часть осадков выливалась за первую половину всего хронометража дождя, то теперь это происходит в ускоренном режиме: большая часть осадков обрушивается на город за первую треть всего времени ливня.

Понятно, что существующая система ливневого стока не справляется с такой нагрузкой», — пояснил «Газете.Ru» декан дорожно-строительного факультета МАДИ д.т.н. профессор Игорь Чистяков.

Еще одна важная причина, почему у московских улиц не получается выйти сухими из воды, кроется в самой технологии обустройства дорог. В городе есть традиционно подверженные подтоплениям участки, которые, как правило, находятся в низине. Это, например, районы Китай-города, Таганки, Тихвинская улица, отдельные участки проспекта Мира и Варшавского шоссе. Хохловский переулок местные жители уже успели переименовать в «Хохловские пруды» и «Московскую Венецию».

Ситуация усугубляется точечной застройкой: площади поверхности, куда осадки могли бы впитаться, стремительно сокращаются, поэтому вода начинает течь по асфальту рекой. Решить проблему на подобных участках можно, изменив технологию сбора осадков, отмечает Чистяков.

«Сейчас на улицах с продольным уклоном решетки водостока расположены на равномерном расстоянии друг от друга, так делать ни в коем случае нельзя. «Шаг» решеток должен укорачиваться в зависимости от количества воды на каждом участке. Чем ближе к низу наклонной улице, тем больше поток воды и тем чаще должны быть расположены решетки», — пояснил эксперт.

Впрочем, немало примеров, когда вода отказывается течь, потому что дорогу ей преграждает неудачно лежащий камень. «У нас есть два места, которые постоянно затапливает, — на Рогожском Валу и на Краснохолмской набережной, — рассказал «Газете.Ru» муниципальный депутат Таганского района Илья Свиридов. — Там даже небольшой дождь вызывает потоп, потому что в свое время там было недостаточно стоков запроектировано. Свежий пример — на Нижегородской улице, у дома №3.

Во время дорожных работ решетку дождеприемника просто закатали в асфальт, до сих пор можно увидеть торчащую часть решетки».

Хватает в Москве и улиц, где вроде бы и ливнестоков достаточно, и находятся они не в низине, но каждый раз в дождь они превращаются в мини-бассейны. А все потому, что асфальт там уложен слишком ровно, без вертикального уклона. Вода с таких поверхностей либо не стекает вообще, либо течет не туда, куда следовало бы.

На эти улицы уже с этого года мэрия взглянет под нужным углом: заменить асфальт в соответствии со всеми правилами планируется на Большой Ордынке, Воздвиженке и участке Кутузовского проспекта. Также в список из 20 первоочередных улиц попали улица Маршала Катукова, Джанкойский проезд, улица Панферова, Беговая аллея, улица Правды, Красностуденческий проезд, улица Поклонная и Малый Ордынский переулок. Потопы также исчезнут с Крестовоздвиженского переулка, площади Абельмановской Заставы, Столового переулка, улицы Александра Невского, 5-й улицы Ямского Поля, 1-й Кабельной улицы, улицы Строителей, Югорского проезда и улицы Декабристов.

Коммунальщики добавляют, что частично вина за подтопления лежит и на самих москвичах. Хотя мусора на улицах, по словам заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, за последние пять лет «стало в сотни раз меньше», горожане продолжают выбрасывать окурки, обертки и прочий мусор на дорогу. Осенью к мусору добавляются опавшие листья. Из-за этого забиваются решетки дождеприемников, и, как следствие, вода хуже сливается в сток. Очищать решетки и колодцы ливнестоков приходится вручную, поэтому справиться со всеми подтоплениями моментально и одновременно не получается.

Эксперты считают, что совершенствовать надо саму систему водостока, потому что старые нормативы и технологии были просто не рассчитаны на такую нагрузку. Так, несколько лет назад датский урбанист Ян Гейл, консультировавший московскую мэрию по вопросам благоустройства, рекомендовал «прятать» концы водосточных труб под асфальт, соединяя их либо с зарешеченным желобом водостока, либо напрямую с дождевой канализацией. Однако подобные решения пока реализованы только на пешеходных улицах города — к слову, решетки с некоторых желобов уже успели исчезнуть.

Еще одно решение, популярное за рубежом, — прятать ливневые решетки под бровку тротуара. Так меньше риск, что их закатают в асфальт при ремонте, ниже вероятность того, что в решетке застрянет велосипедное колесо, к тому же подобный вариант выглядит приятнее, чем привычные ливнестоки.

Снизить количество луж поможет и переход на более водопроницаемые материалы, к ним, в частности, относится плитка. Также можно делать биодренажные каналы — это неглубокие низменности с растительностью, расположенные под водосточными трубами или внизу склона улицы. Фактически это клумбы, которые получают полив за счет дождевой воды, а под ними уже вмонтированы водоприемники. На случай обильных осадков также рекомендуется делать небольшие водоприемники и на поверхности земли, рядом с такой «клумбой», как это делается по периметру бассейнов.

Что думаешь?
Загрузка