Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Москва уже родной город для меня»

Мэр Москвы Сергей Собянин дал интервью «Газете.Ru»

Мэр Москвы Сергей Собянин приехал в группу Rambler & Со и дал интервью нескольким изданиям компании. «Газете.Ru» он рассказал о том, как ему виделась Москва пять лет назад и сейчас, что будет с деньгами на капремонт и платной парковкой, как он относится к оппозиции и кем сам себя ощущает в столице.

Масштаб

— Спасибо, что приехали к нам. Вот смотрите, в эти дни пять лет назад ваша кандидатура была внесена в Мосгордуму на утверждение мэром Москвы. Многие тогда возмущались: дескать, сибиряка поставят управлять Москвой, что он может знать про столицу. Потом оказалось, что некоторые «понаехавшие» лучше коренных... А что сами тогда думали про город и нас и как изменилось ваше восприятие за эти годы?

— Если вы не поленитесь и посмотрите мое первое выступление в городской думе, то я и сейчас готов подписаться под всеми словами, которые тогда сказал. Хотя сейчас, по прошествии пяти лет, понимаю: тогда я не осознавал некоторых вещей. Но буквально недавно, просмотрев еще раз все те приоритеты, которые мы выстраивали, понял: выстроены они были совершенно адекватно. Даже удивился... И это не может не радовать, потому что именно тогда началось выстраивание всей идеологии развития города.

— А что все-таки было неожиданного? Вы сами сказали, не осознавали некоторых вещей.

— Ощущение масштаба. Все-таки одно дело — руководить да, большой областью, но в которой много средних или небольших городов. И другое дело, когда все концентрируется в одном мегаполисе и реализация любого проекта масштабируется на этот объем.

Если ты в полумиллионном городе реконструировал пару улиц, может казаться, что все, реконструировал город. А в Москве это даже не начало — так, проба пера.

Капремонт

— Есть несколько тем, по которым на вас особенно «наезжали». Одна из последних и весьма болезненных — введение платы за капремонт.

— Светлан, на меня по любому поводу «наезжают».

— Это верно. И все же экономически неправильно было вводить дополнительные платежи в кризис, когда доходы людей и так падают. Особенно болезненно было воспринято то, что плату берут сегодня, а дома в планах на капремонт стоят через 15–20 лет. В нашей стране нет практики долгосрочных инвестиций. В чем был смысл делать это именно сейчас?

— Во-первых, это федеральный закон, а не моя прихоть. Во-вторых, такой закон вообще надо было принимать даже не сегодня, а еще лет десять назад. В-третьих, никакие ресурсы никто накапливать не собирается. Деньги будут расходоваться по мере поступления. И ремонт начнется не через 20 лет, а буквально со следующего года и в огромных объемах. Мы даже готовы выделять дополнительные деньги, чтобы максимально приблизить ремонт и сделать его комплексно.

Планируем, что за ближайшие три года будет отремонтировано около 3 тыс. домов. Это колоссальный объем — 10% всего жилого фонда Москвы, представляете! Вопрос теперь в том, чтобы подрядчики справились с таким объемом.

Но если этого не делать сейчас, с каждым годом ситуация будет только ухудшаться. Вначале мы с вами будем жить в некомфортном жилье, а потом — просто в аварийном. Выбор такой.

И город из капремонта не уходит, это не то, что лишь жители будут его оплачивать. Мы вкладывали около 10 млрд руб. в год и будем вкладывать эти же 10 млрд.

Плюсом к тому, что будут собирать граждане. И эти деньги пойдут на льготы для ветеранов, пенсионеров, инвалидов. Сегодня же получается, что город субсидирует всех одинаково, что, наверное, не очень справедливо.

Лекарства

— Еще одна тяжелая тема, особенно в условиях санкций и девальвации рубля, — лекарства и вообще здравоохранение. Уже были истории, когда больным не выписывали оригинальные препараты, заменяя их дженериками либо отечественными аналогами, которые, увы, совсем не аналоги. Что будете делать?

— У нас были очень серьезные опасения, особенно в части закупки лекарств, потому что значительная их часть — импортные или изготавливаются на импортном сырье. Была вероятность обвального роста цен. Но этого не произошло. Нам удалось договориться с поставщиками практически не менять цены, несмотря на девальвацию.

На следующий год мы заложили небольшой дефлятор, который, я очень надеюсь, будет достаточен для того, чтобы в полном объеме обеспечить здравоохранение лекарствами, препаратами и расходными материалами. Будем следить, чтобы ничего не ухудшилось, в случае необходимости — добавлять ресурсы, чтобы обеспечить безусловное выполнение всех обязательств по льготным лекарствам. Ну и, соответственно, поддерживать систему медпомощи в поликлиниках и больницах.

Парковки

— Одна из всеми «любимых» и постоянно обсуждаемых тем — парковки. Да, в центре стало немного легче, но теперь вы пошли дальше и вводите платные парковки за Третьим кольцом. К ним очень много вопросов, потому что отнюдь не только у торговых центров появляются паркоматы, но и в спальных районах. При этом перехватывающие парковки не строятся, то есть людям скоро будет просто негде ставить машину.

— Там, где это возможно, мы строим перехватывающие парковки, сегодня их около пятнадцати. При проектировании транспортно-пересадочных узлов — а сейчас мы очень серьезно занимаемся подготовкой таких проектов — обязательно будем проектировать и парковки для машин, в том числе перехватывающие. Это во-первых.

Во-вторых, когда мы выбираем, вводить платную парковку или нет... На самом деле, если честно, никакого выбора тут нет: ни один город мира не решил эту проблему как-то иначе.

Нет других решений. Больше того, иногда мегаполисы поступают еще жестче: это и лимиты на покупку машин, и платный въезд в центр, и просто запрет на въезд в центр города.

Москва идет наиболее щадящим образом. То есть никакие эти жесткие меры мы не планируем, а идем только по пути создания платной парковки.

Что касается парковки за Третьим транспортным кольцом, она вводится лишь там, где есть серьезное напряжение со стоянками, с транспортом, где возникает хаос из паркующихся машин, и автомобилисты сами себе мешают и проезжать, и парковаться. Там, конечно, надо упорядочивать.

— Как альтернативу машинам вы обещали новые маршруты общественного транспорта и новые троллейбусы, автобусы, вагоны метро. Они появляются, но хотелось бы в большем объеме.

— Мы обновили практически весь подвижной состав в «Мосгортрансе»! Там подвижной состав сегодня — самый молодой в Европе. Это первое. Второе — на треть обновили парк вагонов метро. Это вообще огромная, просто колоссальная работа с учетом объемов парка столичного метрополитена.

В-третьих, уже в первом полугодии следующего года мы, надеюсь, закончим реформацию наших взаимоотношений с частными перевозчикам, чтобы они тоже обновляли свой подвижной состав. Плюс у нас заключен контракт по созданию нового типа вагонов метро. Чтобы транспорт был еще более современным.

С Московской областью заключили 15-летнее соглашение на пригородного перевозчика, будет обновление подвижного состава электричек. Заключили контракт на эксплуатацию подвижного состава на МКЖД. И требования тоже очень высокие, ну, на уровне «Ласточки», которую все видели.

Палатки

— Есть еще одна «любимая» тема — палатки.

— Вы любите палатки?

— В разумных количествах и с пристойной номенклатурой — да. Вы в качестве контраргумента приводите ярмарки, которые стали активно работать в городе. Справедливо. Но все же многие палатки выполняли как раз функцию магазинов шаговой доступности. И служили хорошей альтернативой торговым сетям: цены ниже, качество иногда даже выше. Наконец, дополнительные рабочие места, что в кризис тоже нелишне. Почему не вернуться к точечному размещению палаток с жесткой номенклатурой того, что можно там продавать?

— Мы так и делаем! Мы же не уничтожаем палатки, мы просто создаем оптимальные схемы их размещения. Согласуем с местными жителями, с депутатами. Затем за бюджетные деньги сами устанавливаем объект мелкорозничной торговли и дальше сдаем в аренду, строго прописывая номенклатуру, специализацию.

Что часто происходит? Даже заключив договор о специализации, продают совершенно другое. Чтобы расторгнуть такой договор и убрать палатку, нужно пройти суды. На это иногда уходят годы, суды проигрываются. А почему? Вот, скажем, мы фиксируем, что продают не помидоры, а одни сигареты и полуфабрикаты. Нам в ответ: пожалуйста, вот фотография — и уже помидоры. А завтра их снова нет.

В системе, когда мы сдаем собственное имущество, такого происходить не будет. Не торгуешь по правилам — отдадим ключи другому. При этом ему не надо ни подключаться к сетям, ни бегать по чиновникам. Просто арендатор получает ключ, заходит и работает.

Вот вы говорите, палатки помогают восполнить недостаток розничной торговли, в частности, в спальных районах. Увы, к сожалению, этого не происходит.

Все палатки стремятся туда, где и так уже избыток торговли: к станциям метро, транспортным узлам, в центр города.

И торгуют часто совсем не тем, что нужно местным жителям. Отнюдь не молоком или хлебом. Мы предлагали, разыгрывали места в спальных районах — никто туда не пришел. Даже когда получали места, не приходили торговать: неинтересно. А ставить палатку возле метро, где и так куча магазинов, смысла нет.

Поэтому мы и выбираем места, где палатки действительно нужны. Кстати, когда начинали, нам говорили: у бизнеса нет денег, он не пойдет участвовать в ваших торгах. Ничего подобного: на каждую палатку по четыре-шесть заявителей, стоимость аренды увеличивается в разы. Так что конкурентная среда есть, и это вполне приемлемо для того, чтобы и дальше расширять эту сеть.

Доходы бюджета и инвестиции

— А иностранцы сегодня готовы вкладываться в столицу страны, которая под санкциями?

— Буквально на днях мы смотрели новый объект «Энки», которая вложила в строительство $500 млн (турецкая компания Enka — собственник и девелопер ряда торговых и административных комплексов. — «Газета.Ru»). Очень качественный многофункциональный центр со спортивными залами, детским центром, с торговлей, офисами и так далее. И компания собирается возвести еще около 1 млн кв. м различных проектов в Москве.

Я надеюсь, что инвестиционный спрос, даже если просядет на какие-то проценты, восстановится. Так было во все кризисные времена. Сегодня цены на стройматериалы из-за девальвации рубля ниже европейских, рабочая сила дешевле, правила игры понятны, издержки процентов на 30–40 ниже, чем раньше. Поэтому инвесторам становится снова выгодно вкладывать в Москву.

— Вы делитесь планами так, будто нет никакого кризиса, доходы не падают. У Москвы, конечно, больше прочности, чем у других регионов, но все же не ощущать кризис невозможно.

— Мы привыкли жить в ситуации, когда доходы у нас падают в реальном выражении. Да, в номинальном чуть-чуть подрастают, но не в реальном.

Мы сохраняем структуру бюджета за счет эффективности управления и расходования средств. За три года текущие расходы мы не нарастили!

Хотя в принципе должны были их нарастить процентов на 30 как минимум. А мы не нарастили. И еще сохранили инвестиционную составляющую. А в ней, даже в условиях инфляции, сохранили объемы строительства. За счет оптимизации стоимости на всех стадиях проектирования, начальной цены, конкурентных торгов. Таким образом, мы выполняем программы, которые наметили.

И я вам скажу, это крайне непросто. Это каждодневная тяжелая работа. Но без нее московский бюджет просто бы взорвался и никаких строек бы не велось.

Оппозиция и выборы

— А так у оппозиции, ну, которая еще осталась, всегда будет предмет, за что вас критиковать.

— Так всегда было и будет. Что бы мы ни делали, всегда будут задавать вопросы. Главное при этом не шарахаться, не прятаться и не разворачиваться назад. Если ты знаешь, что прав, что проект нужен городу, нужно его последовательно реализовать. Тогда все будет нормально. А если дергаться, пытаться подыгрывать кому-то, ничего хорошего из этого не выйдет.

— И все же вам до сих пор припоминают выборы 2013 года с высокими голосами оппозиции... Сейчас мы снова готовимся к выборам — в Госдуму. Во-первых, что сами думаете про оппозицию? Во-вторых, ждете ли каких-то всплесков оппозиционных настроений в Москве к осени 2016 года?

— Оппозиция — это всегда хорошо. Она заставляет власть не дремать и находиться в форме. А что касается настроений 2016 года, перед выборами в Государственную думу, — время покажет. Мне кажется, ничего радикально в худшую сторону не изменится. Но это будет зависеть, конечно, и от действий самих властей, насколько они будут адекватны в складывающейся ситуации.

— Вы работали в Тюменской области, в Екатеринбурге, потом в Москве. Вы сами с каким регионом себя идентифицируете?

— С Россией.

— Это понятно.

— А вы сами как думаете? Вы попробуйте пять лет вкалывать в городе, заботиться о нем, постоянно быть на телефоне, разрешать чрезвычайные ситуации. Конечно, Москва уже родной город для меня.

— Если ситуация позволит, будете снова баллотироваться?

— Поживем — увидим.

Новости и материалы
На Украине сообщили о повреждении более 800 объектов теплоснабжения
Ида Галич пожаловалась на лишний вес: «Я вешу центнер»
Иностранный теннисист признался, что имеет российский паспорт
Окружение экс-президента Украины предложило отдать России Донбасс и Харьков
Президент Таджикистана прибыл в Москву
Женщина пережила ампутацию из-за того, что медики не оказали ей помощь после укуса собаки
В морском порту в Петропавловске-Камчатском загорелся ангар
Россиянка сорвалась с высокого стеллажа на складе Wildberries
Пентагон сообщил, что США выведут свои войска из Нигера
Уклонение от налогов процветает на фоне конфликта на Украине
Российский школьник надел мусорный пакет на голову учителю и попал на видео
Жена миллиардера Лебедева показала фигуру в облегающем комбинезоне в Африке
Песков заявил, что Путин может внести кандидатуру премьера в Госдуму в «любой день»
«Рубин» осудил Безрукова за шутку про деньги
Названа диета, помогающая похудеть в талии
Звезда «Маленькой Веры» назвал романтизирующих 90-е идиотами
ВС РФ уничтожили очередной украинский дрон на Белгородской областью
В Саратовской области три человека пострадали в аварии со скорой помощью
Все новости