Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Пепельниц в городе, пожалуй, маловато»

Вице-мэр по вопросам ЖКХ о потопах в Москве и ямах на дорогах

О том, зачем красить бордюры в желто-зеленый, что будет на месте снесенных палаток и откуда берется грязь на улицах Москвы, «Газета.Ru» поговорила с заместителем мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петром Бирюковым.

— Буквально вчера масштабная программа по реконструкции улиц была презентована мэру Москвы. Когда планируется начать и, главное, закончить перекапывать улицы в центре?

— К работам приступим в начале мая. Завершить их в центральной части Москвы планируется к 1 сентября, а остальные работы — к 1 ноября. В списке по благоустройству в этом году оказались 52 улицы, включая 14 городских площадей и семь въездных групп на основных вылетных магистралях. Ключевыми объектами программы «Моя улица» в этом году станут такие знаковые объекты, как Тверская улица, Новый Арбат, Бульварное и Садовое кольцо. На южной стороне Нового Арбата появится зеленый променад, на более компактной северной — благоустроенные площадки для отдыха.

На Тверскую улицу возвращаются липы, которые были вырублены в 90-х годах прошлого века. Также будет создана единая пешеходная зона вдоль Бульварного кольца, в этом году сделаем внутреннюю сторону от Арбата до Покровки. На Садовое кольцо вернутся сады и появятся новые общественные пространства. Реконструкция будет проходить в три этапа: в 2016 году работы будут вестись от Арбата до Долгоруковской улицы, отрезок от Арбата до Павелецкого вокзала будет отремонтирован и благоустроен в 2017 году, от Павелецкого вокзала до Долгоруковской — в 2018 году.

— Вы сами москвич, живете в центре. По вашим ощущениям, что изменилось в городе с 2010 года?

— Я считаю, Москва становится европейским городом. У нас очень хорошие показатели комфортности пребывания на улицах, безопасности. Сегодня и у москвичей, и у гостей столицы появились новые возможности, мы закольцевали практически весь центр пешеходными маршрутами, и далеко не каждый европейский город может похвастаться такими темпами реализации программы по благоустройству. А посмотрите, как красиво подсвечена Москва ночью! У нас уже три сезона работает осенне-зимняя подсветка, и много ли европейских городов могут таким похвастаться?

— Хорошо, давайте поговорим о благоустройстве, с темпами которого не может сравниться ни один европейский город. Недавно у нас снесли так называемые торговые самострои. Уже известно, что появится на их месте?

— Мы предложили москвичам высказать пожелания, проект будут готовить архитекторы и дизайнеры. Мы собираемся взять в работу не только эти небольшие «пятачки», но и участок в радиусе 300 метров, чтобы это место воспринималось как нечто цельное. Например, на месте снесенной «Пирамиды» площадка будет обустроена в рамках первого этапа общей реконструкции Тверской улицы. В том числе будет приведен в порядок и обнажившийся фасад «Известий». Это произойдет уже в нынешнем году.

В 2016 году закончим с участком Тверской от Моховой улицы до Пушкинской площади. Затем будет объявлен международный конкурс на концепцию благоустройства второго участка — от Пушкинской до Белорусского вокзала.

И в рамках этого проекта будет обсуждена возможность обустройства наземных пешеходных переходов через Тверскую улицу.

Конечно, мы спросим у москвичей, нужны эти переходы или нет, и обязательно проконсультируемся с профильными специалистами.

— Когда начиналась вся эта история со сносом палаток, много было сказано о том, что ряд разрешений на строительство в этих опасных зонах на коммуникациях или рядом с ними был получен нелегальным путем. Проводились ли какие-то проверки чиновников, которые выдавали согласования?

— Прежде всего, хочу подчеркнуть, что разрешение на строительство предприятия и организации комплекса городского хозяйства не выдают, этим занимаются другие департаменты. Службы комплекса ЖКХ должны были заниматься согласованиями и подтверждать, что такой-то объект не навредит коммуникациям. Согласование шло на уровне участков, что противоречило закону. Скажем,

мастер участка теплосети, не имеющий никакого отношения к выдаче разрешений, писал «не возражаю». И с этим «не возражаю», не имеющим никакой законной силы, владелец палатки получал разрешение на строительство.

Насколько я знаю, была проведена проверка на предмет того, кто ставил подписи, давал согласования и разрешения 20-летней давности. Эти люди уже не работают в системе городского управления.

— В прошлом году после массового обустройства пешеходных улиц горожане выявляли тонну недочетов. То плитка начинала шататься, то водосточные трубы оказывались в метре от самих желобов для стока. Как так получилось?

— Все недочеты исправляются по гарантии: по улицам она составляет два года. Если выявляется брак, службы заказчика и эксплуатации обязывают подрядчика его исправить.

— По части улиц вообще забыли предусмотреть решетки для стока воды. Вы сами упоминали, что центр города у нас обеспечен ливневками только на 60%, а делать дополнительную канализацию нельзя из-за коммуникаций. И новые насосные станции строить негде. Как же справляться с потопами?

— В ходе реконструкции мы восстанавливаем все исторические профили улиц, чтобы вода уходила туда, куда и планировалось, а не застаивалась. Там, где можно привязаться к уже существующей канализации, мы это делаем. Если это технически возможно, делаем и дополнительные дождеприемные устройства.

Самих низменных мест, где могут возникнуть подтопления, в Москве около 280.

Сейчас отрабатываются проектные решения по увеличению мощности водопропуска и водоприема. Это могут быть решетки большей площади или бункеры большего объема.

— Это в будущем. А этой зимой-весной очень часто стали появляться сообщения о провалах грунта и глубоких ямах на дорогах. Это связано с погодой или качество дорог снизилось?

— Я бы не сказал, что такие явления участились. Если в 2012 году мы имели около 20 тысяч разрушений асфальтового покрытия в осенне-зимний период, то в 2016 году, несмотря на неблагоприятные погодные условия, показатель сократился в четыре-пять раз.

Почему я заговорил о погоде? Москва расположена на широте, в которой в течение года бывает до 60, а то и до 70 и больше переходов через ноль. Только в этом году таких переходов уже было 82! То есть примерно дважды в сутки температура скачет из минуса в плюс или обратно. Вода попадает в микротрещины, замерзает, увеличивается в объемах на 10% и буквально рвет полотно.

В этом году были зафиксированы провалы отдельных частей асфальтового покрытия проезжей части во дворах. Их было около десяти.

Это объясняется аномальной погодой. В декабре грунт был талый, а за январь он промерз до 70 сантиметров. К тому же и снега подсыпало почти метр. 27 января случилась резкая оттепель, пошел дождь, снег начал таять. А вода не может уйти в промерзший грунт, она течет в сторону дороги, к бордюру. Как известно, бетон нагревается быстрее, чем грунт, поэтому часть земли у бордюра оттаивает, и вода течет под полотно. Под полотном — песок и щебень, особенно если это старая дорога, которая строилась без геоткани. Все это вымывается — и образуются полости.

Но если лет пять назад мы получали жалобы от москвичей на то, что, мол, на некоторых участках невозможно пройти-проехать, то теперь у нас установлена норма: выбоины даже 30 сантиметров в диаметре должны заделываться в течение двух суток. Да, это временная заплатка, но она обеспечивает нормальный проезд по дороге, а с наступлением тепла здесь делается уже нормальный ремонт.

— Несмотря на то что за зиму Москву накрывало рекордными снегопадами, сугробы растаяли достаточно быстро. И в большинстве районов сейчас проявилась другая проблема — жуткая пыль и грязь на тротуарах. Как с этим бороться и возможно ли победить грязь на улицах в принципе?

— Действительно, такая проблема есть. А возникла она вот почему. Во-первых, в городе до 2013 года никто не занимался понижением уровня газона относительно уровня бордюра. В результате дожди и паводковые воды выносили грунт на проезжую часть. Сейчас есть четкое распоряжение мэра о том, что газон надо срезать, делать планировку, чтобы уровень газона был ниже уровня бордюра на 7 сантиметров. Так мы решаем две задачи: улучшаем экологическое состояние, потому что удаляется верхний слой почвы, в котором накапливались опасные вещества от выхлопов, и боремся собственно с пылью на дорогах. Но тут работы еще как минимум на четыре года.

Вторая причина — автомобили. Они прибывают к нам из области, из дачных поселений, садовых товариществ — в общем, оттуда, где нет ухоженных дорог. На своих днищах машины и привозят эту грязь. В этом случае повышенный уровень газонов уже ни при чем. С этой «привозной» пылью боремся с помощью пылесосов, за последние пять лет закупили более тысячи единиц такой техники. В сухую погоду такие пылесосы убирают и проезжую часть, и тротуары, вычищают пыль из лотковой части.

— В город наконец пришла весна, скоро начнутся субботники. По-прежнему будете красить бордюры в желто-зеленый цвет?

— Мы категорически запретили красить все бордюры, замененные в предыдущие два-три года. Тем более запретили красить гранит.

Почему бордюры красили в разные цвета? Потому что их за последние тридцать лет практически не меняли.

А срок службы бетонного бордюра в наших условиях — лет десять, дальше он начинает крошиться и буквально рассыпаться. Тогда по просьбам жителей их и начали красить. Что касается старых бордюров, то мы каждый год спрашиваем у москвичей: хотите, чтобы их красили, и в какой цвет? Какие цвета выбирают горожане, в такие цвета мы и красим бордюры.

— С наступлением тепла появляется еще одна проблема. Газоны превращаются в пепельницы и мусорки. Не кажется ли вам, что урн в городе остро не хватает, а те, что есть, не слишком эргономичны?

— Тут две отдельные темы: про пепельницы и про урны. Что касается пепельниц, то их расположение не должно провоцировать людей на нарушение закона о курении. Например, они не должны стоять ближе чем в 15 метрах от метро или вокзалов. Но

я согласен с тем, что пепельниц в городе, пожалуй, маловато.

Наверное, рядом с урной можно разместить красивую пепельницу, допустим, у входа в магазин или в ресторан, там, где это разрешено законом о курении. Можно дать предложения по законодательной базе.

А вот урн на улицах города, может быть, и недостаточно. Но мы не должны забывать о том, что есть еще требования безопасности, и такие требования сегодня приоритетны. За теми урнами, что есть сейчас, следим. И конечно, не надо забывать о том, что дело не только в количестве и расположении урн и пепельниц, но и прежде всего — в культуре человека. Знаете, как говорят: чисто не там, где мусор убирают, а там, где не разбрасывают.

— Еще про весну. Скоро начнутся работы по озеленению города. Москвичи проголосовали за то, чтобы у нас использовали преимущественно многолетние растения, а не однолетние. Они дешевле, но в то же время требуют тщательного ухода. Есть тут какая-то выгода для города?

— Да, это выгоднее. У нас в предыдущие годы цветами было оформлено примерно 860 тыс. квадратных метров. Конечно, это было красиво, но и затратно.

Многолетники же сэкономят городу минимум 30% расходов.

Они к тому же больше подходят для нашего климата. Кстати, для них и ввели должность главного садовника на уровне префектур и управляющих компаний. Сейчас эти специалисты проходят обучение. Но, хочу заметить, службы озеленения не будут совсем отказываться от однолетних растений. Какая же Москва без тех же тюльпанов?

— Это вроде уже неактуально. Но после лета снова наступят осень и холода. Как мы будем бороться с гололедом в следующую зиму? Опыт Питера, может, используете? Где от реагентов отказались и просто начали чистить дороги…

— Питерский опыт — не опыт, а миф, и для Москвы он неприемлем.

Судите сами: если сыпать песок на улицы города, он забьет всю водоприемную сеть, и тогда подтопление неминуемо. Если начать сыпать соль, то случится то, что было в Москве лет пятнадцать назад: в придорожных зонах и вдоль магистралей появятся выжженные территории и усохшие деревья.

В Москве разработана технология уборки, противогололедные материалы прошли экспертизу на всех уровнях, у нас достаточно специалистов для ручной уборки, и мы готовы к любым сюрпризам погоды.

Новости и материалы
Ливан надеется на помощь России в восстановлении
В Ростовской области сбили два БПЛА
Эксперт рассказала, что будет с инфляцией в РФ в ближайшее время
Посол РФ отреагировал на обвинения США в применении химоружия на Украине
В США скончался еще один источник утечек о проблемах с самолетами Boeing
Ученые научились создавать живые программируемые материалы
Протестующие парализовали движение автомобилей в центре Тбилиси
Постпред Украины при ООН намекнул на уничтожение Крымского моста
В США заявили, что Россия может освободить существенные территории в зоне СВО
В США обвинили Россию и Китай в разрабатывании противокосмических вооружений
Исследователи выяснили, почему людей раздражают звуки жевания и дыхания
Полиция разыскивала киевлянина с автоматом
Участники протестной акции пострадали в Тбилиси
SpaceX начала бронировать места для полетов космических туристов
США уверены, что ВС РФ применяли на Украине хлорпикрин
Стало известно, где российские подростки будут подрабатывать на каникулах
Медведчук назвал организаторов трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Глава МИД Израиля назвал президента Колумбии антисемитом
Все новости