Соперники согласились на ничью! Каждый получает по 0,5 очка.
Следующая партия — завтра, 10 апреля, в 12.00 мск.
Дин опять надолго задумался — пытается играть на победу. У него остается 31 минута, у Непомнящего — 45.
Непомнящий мгновенно ответил продвижением пешки вперед — на е6. Получилась «вилка» на короля и слона.
Лижэнь думает уже очень долго. Очевидно, что единственное интересное развитие атаки у него — это ход конем на d3 или на а4, чтобы атаковать белую пешку на b2. Но китайский гроссмейстер, видимо, думает над чем-то более сложным.
Непомнящий долго думал и в итоге отправил своего слона на с7. Пока на доске равное окончание.
Контроль времени пройден, обоим соперникам добавлены 60 минут.
Лижэнь тем временем перевел слона на d7.
Ян после напряженных раздумий не стал брать черную пешку на с5, а сходил конем на g3. Видимо, не хочет открывать вражескому ферзю вертикаль d и запускать его к себе в тыл.
ЗАДВИНУЛ! Непомнящий отправил ферзя на b8 — можно терроризировать черные пешки и напрягать вражеского короля.
Ян перевел ферзя на f4. Теперь он может отправлять своего ферзя при поддержке слона в тыл черным пешкам.
Китайский шахматист наконец-то сходил — пешкой на c6. Продолжает гнуть свою линию с наступлением на ферзевом фланге.
Лижэнь не стал обменивать ладьи и повел пешку вперед — на с5. Он уступает Непомнящему по времени 31 минуту.
Непомнящий перевел коня на е2. Вероятно, готовит наступление по королевскому флангу.
Непомнящий пешкой пошел в атаку на ферзевом фланге. Заодно не пустил черного ферзя на b4. Перестраховался.
Лижэнь пошел вперед пешкой — на b6. Пока что структура черных пешек на ферзевом фланге выглядит не очень хорошо.
Китайский гроссмейстер увел слона на f7. По времени он проигрывает Непомнящему сейчас десять минут.
Лижэнь ответил ходом своей пешки на f6. Видимо, хочет увести слона на f7. Никакой мощной атаки на центр у черные нет. Белые чувствуют себя очень комфортно.
Непомнящий отошел слоном на g3, чтобы вывести его из-под боя вражеского коня и избежать размена.
Лижэнь сходил конем на е6! Хотя вполне мог бить чужого коня на f5 без проблем. Интересный выбор. В принципе, теперь китайский гроссмейстер может переводить слона на с5 и при поддержке коня потеснить ферзя Непомнящего куда-то в глубину.
Непомнящий сходил конем на f5. Далеко не самый сильный ход, согласно оценке компьютера. В случае размена этого коня на ближайшего черного слона Непомнящий потеряет преимущество хорошей пешечной структуры на королевском фланге. Пока не видно, какую выгоду российский шахматист может извлечь из этого хода.
Лижэнь ответил быстро — выдвинул ладью на d8 и объединил с ферзем. Продолжается давление на белого коня на d4. Непомнящему надо куда-то уводить фигуру.
Наконец-то Ян сходил! Конь с3 — развил фигуру. Теперь можно и ладью с ферзевого фланга подтягивать в центр. Нас ждет неторопливая позиционная борьба.
По времени соперники почти сравнялись: у Непомнящего осталось 1:29 часа, а у Лижэня — 1:24.
Китайский гроссмейстер подвинул ферзя вперед — на d7. Видимо, готовится подвести ладью на d8 и атаковать. Отличный ход! Компьютер предлагает этот ход первым вариантом.
Благодаря передвижению коня на d4 Непомнящий теперь может с двух сторон атаковать пешками черного слона на g4. Либо перемещать ферзя ближе к королевскому флангу и нацеливаться на вражеского короля — собственный конь теперь не мешает.
Непомнящий впервые в партии задумался на несколько минут, но сходил конем на d4. Один из лучших ходов, согласно мнению компьютера.
Дин Лижэнь выдвинул слона на g4. Основным ходом здесь считался конь е6, но китайский шахматист решил сыграть по-другому. Так раньше никто не ходил в такой ситуации. Начинается новая игра.
Непомнящий мгновенно отреагировал — отправил пешку в атаку на d4. Пока что идет повторение партии Бондаревский — Смыслов.
Лижэнь ответил конем на d7. Так же, как сыграл Смыслов в 1946 году. Правильно все проанализировал.
Считается, что черные могут довольно сильно ответить на задумки белых в этом варианте, однако Непомнящий все-таки рискнул его применить, видимо, рассчитывая удивить Лижэня малоизвестным дебютом. Китайский гроссмейстер думает уже около десяти минут.
Впрочем, времени много — два часа на первые 40 ходов.
Непомнящий пока разыгрывает партию, которая проходила в 1946 году между Бондаревским и седьмым чемпионом мира Смысловым. Лижэнь вряд ли ее изучал. Посмотрим, сможет ли Ян удивить соперника.
Лижэнь в ответ взял слона пешкой. Пешечная структура в центре у китайского гроссмейстера теперь выглядит не очень привлекательно.
Напомним, что Непомнящий во второй раз подряд сыграет в матче на первенство мира. Причем в этот раз он выиграл турнир претендентов с рекордным результатом, взяв 9,5 очков из возможных 14-ти.
Дин Лижэнь чудом попал на турнир претендентов в некоторой степени благодаря везению: Сергея Карякина отстранили за поддержку спецоперации России на Украине, и китайца взяли вместо него благодаря высокому рейтингу.
Лижэнь сумел занять второе место на турнире благодаря ужаснейшей ошибке Хикару Накамуры в последней партии. Американцу было достаточно ничьей для участия в матче за шахматную корону, но грубая осечка привела к поражению.
Несмотря на все это везение, Лижэнь, безусловно, очень сильный шахматист. Ему принадлежит серия из 100 без поражений.
Призовой фонд матча — 2 млн евро. Чемпион получил 60%, проигравший — 40%. Если победитель будет установлен после тай-брейке, то он получит 55%, а проигравший — 45%.
Напомним правила матча на первенство мира.
1. Соперники сыграют максимум 14 партий с классическим контролем времени: 120 минут на первые 40 ходов, 60 минут на следующие 20 ходов, 15 минут до конца партии с добавлением 30 секунд за каждый ход, начиная с 61-го. Если один из шахматистов наберет больше половины очков раньше времени (например, 7,5), то матч заканчивается досрочно.
2. Если по итогам 14 партий в «классику» будет ничья, то соперники сыграют тай-брейк — четыре партии с контролем 25 минут + 10 секунд за ход.
3. Если и в этом случае будет ничья, то шахматисты сыграют две блиц-партии с контролем времени 5 минут + 3 секунды за ход.
4. В случае очередной ничьей соперники сыграют армагеддон: это игра в формате блица, где у белых больше времени на минуту, но в случае ничьей черным присуждается победа в мате.