Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Нужно ли платить за ГЛОНАСС

«Газета.Ru» сравнила работу GPS-навигатора и навигатора с поддержкой ГЛОНАСС/GPS на улицах Москвы. Результат получился неоднозначный.

Рынок коммерческих устройств с поддержкой двух глобальных спутниковых навигационных систем – российской ГЛОНАСС и американской GPS – формально зародился весной 2011 года. Первым устройством стал смартфон МТС 945 ГЛОНАСС, который был продемонстрирован главой АФК «Система» Владимиром Евтушенковым премьер-министру РФ Владимиру Путину еще перед Новым годом, но так как при навигации устройство могло учитывать только данные GPS, то МТС 945 ГЛОНАСС нельзя рассматривать как полноценное ГЛОНАСС/GPS устройство.

Настоящий же «поход ГЛОНАСС в массы» стартовал в мае, когда в продаже появились первые работоспособные автомобильные навигаторы с поддержкой ГЛОНАСС и GPS.

Ими стали Lexand SG-555 и Explay GN-510 (справедливости ради стоит отметить, что бренд Explay анонсировал ГЛОНАСС/GPS-навигатор еще в апреле под именем Explay GN-410, однако в итоге в продажу поступила модель Explay GN-510 со слегка видоизмененным дизайном).

В настоящее время на российском рынке присутствуют уже пять ГЛОНАСС/GPS-навигаторов: Lexand SG-555, Explay GN-510, Explay GN-520, Prestigio GeoVision GV5135, Prology iMap-525MG и Digma DG503N.
<3>
Как видно из таблицы, они практически одинаковы по характеристикам – это касается и экранов, и отсутствия аппаратной поддержки «пробочных» сервисов, и процессора, и операционной системы. У Digma DG503N ощутимо более мощный аккумулятор (что, правда, не слишком актуально при использовании в авто), а Lexand SG-555, в свою очередь, отличается дизайном — металлической рамкой по периметру лицевой панели корпуса. Но в остальном заметной разницы между моделями нет.

Стоимость ГЛОНАСС/GPS-навигаторов составляет в среднем 5 тысяч рублей, что на полторы тысячи дороже GPS-навигаторов с аналогичным набором функций. Стоит ли переплачивать полторы тысячи? Давайте разберемся на практике, сравнив обычный GPS-навигатор Lexand Si-525 и «двухсистемный» Lexand SG-555. Почему именно их? Дело в том, что данные модели практически идентичны, обе построены на аппаратной платформе тайваньской компании MStar, вот только первая «ловит» только сигналы GPS, а вторая – еще и ГЛОНАСС.
<1>
Lexand Si-525 и Lexand SG-555 в салоне авто. Как видим, координата у GPS-устройства «прыгает» сильнее, чем у GPS-ГЛОНАСС.

Итак, SG-555 стартует в «холодном» режиме на треть быстрее по сравнению Si-525: в нашем случае первая модель «поймала» спутники за 7 минут, а вторая – за 11. Дело в том, что для «холодного старта» необходимо найти минимум 4 спутника; «двухсистемный» навигатор одновременно ищет спутники систем ГЛОНАСС и GPS, и находит указанное их количество быстрее.

Плотная высотная застройка частично экранирует сигналы спутников, однако комбинированный ГЛОНАСС/GPS-приемник в теории позволяет навигатору реже уходить с траектории. Кроме того, получив сигнал от спутников на равнинной местности, «двухсистемное» устройство после попадания в район с высотной застройкой меньше рискует потерять сигнал, чем привычные GPS-навигаторы.

На практике точность и стабильность «двухсистемного» решения можно протестировать следующим образом.

В программе «Навител Навигатор» (именно с ней, как правило, и поставляются ГЛОНАСС/GPS-навигаторы, хотя с сигналами ГЛОНАСС также умеют работать те же «Прогород» и «СитиГид») следует отключить функцию привязки координат к дороге, по умолчанию активированную во всех навигационных пакетах.

Зачем? Дело в том, что при определении местоположения по спутникам точность составляет от 3 до 50 метров, данная же функция привязывает координаты объекта на карте к ближайшей дороге; это важно, так как из-за погрешности навигатор может показывать, что ваш автомобиль находится, например, в соседнем с дорогой здании или на тротуаре. Но программа с функцией привязки знает об этом и отображает на карте, что вы двигаетесь именно по автомобильной дороге.

С отключенной привязкой мы можем видеть реальные «скачки» координат, которые вносит неточность навигационного приемника. Так вот, указанные скачки (а значит, и уход с проложенного маршрута) у SG-555 случились два раза в течение часа активной эксплуатации, в то время как у Si-525 – шесть раз. При том, что навигаторы стояли рядышком под лобовым стеклом. Иными словами, наш простой тест показывает, что поддержка ГЛОНАСС действительно полезна на практике, причем точность позиционирования будет выше даже в случае активированной опции привязки к дороге.

С другой стороны, описанное преимущество нельзя назвать революцией – скорее, это приятное дополнение, за которое далеко не каждый пользователь будет готов доплатить лишние полторы тысячи рублей.

В течение ближайших года-полутора свои «двухсистемники» наверняка выпустит большинство отечественных брендов, занимающихся навигаторами, и тогда стоимость ГЛОНАСС/GPS-моделей обещает стать более конкурентоспособной и практически сравнится с обычными GPS-навигаторами.

Вспомним 2006 год и «легендарную» 7-дюймовую модель Glospace SGK-70 – якобы первый серийный ГЛОНАСС/GPS-навигатор, а на самом деле – в чистом виде PR-проект для галочки, единственная цель которого – показать чиновникам то, что «ГЛОНАСС уже идёт в массы».
<2>
Владимир Путин со «знаменитым» Glospace SGK-70

Этот навигатор (с совершенно неконкурентоспособными на тот момент характеристиками – к примеру, в нем не было батареи – да-да, совершенно не было аккумулятора!) стоил 20 тыс. рублей при цене среднего GPS-устройства на тот момент в 10-12 тыс.

Так что, если сравнивать «с 2006 годом», то ситуация явно изменилась в лучшую сторону.

Что думаешь?
Загрузка