Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Финская холодность русского клоуна

К юбилею Виктора Гвоздицкого МХАТ преподнес сомнительный подарок – постановку «Тот, кто получает пощечины» Леонида Андреева.

Не успел еще как следует разойтись новый театральный сезон, как афиша МХАТ им. Чехова украсилась вторым свежим названием. «Тот, кто получает пощечины» Леонида Андреева – автора, драматургией которого увлекался еще Станиславский, приурочена к пятидесятилетию лучшего мхатовского актера Виктора Гвоздицкого. Он играет главную роль – господина, бежавшего из светского общества в цирк и сменившего пальто с бобровым воротником на белый балахон коверного. Впрочем, данный сюжет меньше всего требует пересказа – иначе спектакль смотреть будет незачем. Путаная старомодная история, отдаленно напоминающая перипетии кальмановской «Принцессы цирка» – единственное, что может удержать зрительское внимание. Во всем остальном спектакль производит впечатление чего-то невнятно-скучного. На сцене выстроен дощатый выход на манеж, но не с парадной зрительской стороны, а с той, где навалены ящики иллюзиониста, тумбы для хищников, где снуют незанятые в номере артисты и хлопочет за конторкой антрепренер. Там переодетый клоуном незнакомец (Гвоздицкий) болтает с неким графом Манчини (Станислав Любшин), который активно выдает замуж за богатого барона (Вячеслав Жолобов) свою дочку Консуэллу, работающую в цирке наездницей (Дарья Мороз).

Внимательно изучая программку, можно убедиться, что режиссер Райя Синикка Рантала уже ставила пьесу Андреева в бытность свою худруком Городского театра финского города Лахти, и театр этот был столь любезен, что предоставил коллегам из Москвы костюмы из своих гардеробных. И вправду, что фракам, жокейским штанам, коротким юбочкам и ярким цирковым трико зря пылиться в шкафах провинциального театра, пусть лучше проветриваются на легендарной мхатовской сцене. Экономный Олег Табаков не станет тратиться на новые наряды для артистов, если есть старые в приличном состоянии – удовольствовался тем малым, что пожертвовали финские товарищи.

Самое несимпатичное в этой истории то, что Олег Табаков уже в третий раз обращается к услугам финской постановщицы (до мхатовской премьеры Райя Синикка Рантала ставила в театре-студии под руководством Табакова «Опасные связи» и «А в Конго есть тигры») и в третий раз ее спектакли грешат поверхностным прочтением сюжета, формальной игрой актеров, скукой и бессмысленностью. Для экспрессионистской драматургии Леонида Андреева это смертельно — она сразу кажется безнадежно претенциозной и отчаянно неумелой. «Тот, кто получает пощечины» таким и вышел. Спектакль так холоден и пуст, что даже замечательному Виктору Гвоздицкому не нашлось, чем его заполнить. Хотя казалось бы – цирковое закулисье, страсти разнообразные, русский «серебряный век» – столько всего можно наинтерпретировать... Но интерпретации – это не в стиле Райи Синикки Ранталы. Даже сцену отравления юной Консуэллы и последующего за тем самоубийства барона она сделала так, что ни один мускул публики не дрогнул.

«Тот, кто получает пощечины» идет на основной сцене МХАТ 31 октября, 1 и 2 ноября.