Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Облом-off от Табак-off

Главный режиссер МХАТа им. Чехова ловко надул Министерство культуры с конкурсом молодой российской драматургии, а вот надуть театралов у него не получилось.

«Раскопай своих подвалов и шкафов перетряси!» — именно этим призывом должны были руководствоваться все наши драматурги весь этот год. Еще бы, Минкульт решил вспомнить о современной драматургии и порадеть авторам лучших пьес: в декабре прошлого года был объявлен открытый конкурс на создание произведений современной российской драматургии. Почин заслуживает всяческого одобрения. С пьесами современных авторов в российском театре беда — режиссеры их не любят и ставят неохотно. На одной из министерских коллегий были приведены следующие цифры: на спектакль в России в среднем приходят 273 зрителя, но эта цифра весьма разнится в зависимости от авторства. Классику посещают 370 человек, современную зарубежную пьесу — 272, современную отечественную — всего 248 зрителей.

Статистика безжалостно утверждает, что только шесть наших пьес пользуется популярностью у публики.

Немудрено, что Министерство культуры решило навзращивать побольше талантов. Призы победителям положили знатные. Любой победитель помимо гонорара от министерства получал возможность увидеть свою пьесу поставленной в лучших театрах страны — МХАТе им. Чехова и БДТ им. Товстоногова и провинциальных, причем постановка будет осуществлена на деньги государства. И вот 5 ноября 2002 г. во МХАТе состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов. Открытое жюри объявило лауреатов: Олег и Владимир Пресняковы (пьеса «Терроризм»), Михаил Угаров («Облом-OFF») и Андрей Курейчик («Пьемонтский зверь»).

Объявленные итоги заставляют как минимум задуматься. Надо сказать, что конкурс с самого начала пошел наперекосяк. Поначалу на коллегии Минкульта 8 декабря 2000 года говорили о проведении эксперимента в 12 городах России, но требуемых денег (17 миллионов) не нашли, поэтому ограничились только Москвой (МХАТ) и Питером (БДТ). Позже был прекращен петербургский конкурс. И только во МХАТе он был доведен до конца. Вопрос — до какого?

Прежде всего удивляет количество конкурсных работ — только 30 пьес. Слабо верится, что открытый конкурс со столь весомыми призами заинтересовал столь немногих авторов. Да и декларированная идея открытости конкурса с самого начала вызывала некоторое недоумение. Не слишком похоже на правду, что открытое жюри могло заставить Олега Табакова взять в свой театр пьесу, которая ему не понравится. Список победителей эти сомнения превратил в уверенность. Вот некоторые факты.

Более всего на слуху «Терроризм» братьев Пресняковых. Немудрено — через несколько дней, 8–9 ноября, мы увидим премьеру этой пьесы в постановке Кирилла Серебренникова. Однако поверить, что опус победил именно в конкурсе Министерства культуры мешает тот факт, что во МХАТ Серебренникова позвали, чтобы спасти законсервированный художественным руководителем спектакль по пьесе братьев Пресняковых. Но это был вовсе не «Терроризм», а другая пьеса екатеринбургского дуэта, «Европа–Азия». Режиссер с предложением ставить братьев Пресняковых согласился, но выбрал другую их пьесу, которую, судя по всему, задним числом и пристегнули к конкурсу.

Второй лауреат — Андрей Курейчик, его «Пьемонтского зверя» будет ставить Василий Сенин. Молодой автор из Минска мало известен в театральных кругах, разве что достойным Книги рекордов Гиннесса фактом — в свои 22 года он написал 14 пьес и 2 киносценария, причем сделал это в течение двух лет. Здесь интересны два факта. Во-первых, драматург из Белоруссии, в то время как конкурс — российский. На этом, возможно, и не стоило бы заострять внимание, но поверить в честную победу мешает то, что в многочисленных интервью белорусским изданиям Курейчик рассказывал, как он наудачу, методом ковровой бомбардировки, разослал свои пьесы во множество театров, и первым, кто ему ответил, был... Правильно — заинтересовавшийся его пьесой О. Табаков.

Ну и наконец «Облом-OFF» («Смерть Ильи Ильича») Михаила Угарова (спектакль ставит Александр Галибин). Это произведение вообще напрямую нарушает условия конкурса. В приложении к подписанному Михаилом Швыдким приказу «О проведении открытого конкурса на создание произведений современной российской драматургии» написано: «К участию в конкурсе допускаются вновь созданные пьесы, которые ранее нигде не публиковались, не были поставлены на театральной сцене и не приобретались какими-либо юридическими и физическими лицами». А эта пьеса была с успехом сыграна в конце прошлого сезона на сцене Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина. Как же она попал в победители? Свет на это может пролить тот факт, что пьеса изначально создавалась специально для МХАТа (написать произведение по мотивам «Обломова» для постановки во МХАТе автору предложил еще Олег Ефремов). Сейчас же, похоже, просто решили вернуться к отвергнутому когда-то проекту.
Вы спросите: «А при чем тут конкурс?», Да, конечно, абсолютно ни при чем.