Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Ну не получается у России раздел продукции

Даже оптимистично настроенные участники международной конференции «СРП-2002: от законов к инвестициям» признали, что российские опыты с разделом продукции пока не слишком обнадеживают. Скептики же уверены, что дальше будет еще хуже.

Внятного ответа на вопрос, какие соглашения о разделе продукции (СРП) нужны России, на прошедшей 13 ноября в Москве третьей международной научно-практической конференции «СРП-2002: от законов к инвестициям» так и не прозвучало. С одной стороны, участники согласились с предложенными организаторами «рекомендациями по форсированию разработки новых месторождений на основе СРП». С другой стороны, даже самые ярые сторонники СРП были вынуждены признать, что в истории российских СРП-проектов похвастать пока нечем.

Первые три СРП — «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьяга», подписанные еще до принятия в конце 1995 года соответствующего закона, оказались выгодными не столько для России, сколько для иностранных компаний.

По словам зампреда комиссии по экономической политике Сахалинской облдумы Анатолия Черного, сколько-нибудь серьезных доходов от проекта «Сахалин-2», единственного СРП-проекта, где уже началась добыча нефти, Россия может вообще не дождаться.

Дело в том, что в соответствии с соглашением инвестор до выхода проекта на определенный уровень рентабельности имеет право забирать на погашение своих затрат до 100% всей добываемой нефти. Оставшееся делится между инвестором и Россией в соотношении 9:1. Сколько остается после вычета 100%, подсчитать несложно.

Имея возможность забирать себе всю добываемую нефть, инвестор не заинтересован в быстром увеличении добычи. Выгоднее увеличивать добычу так, чтобы ни с кем не делиться. Делается это так. Инвестор может относить к подлежащим возмещению затратам практически любые расходы. Какого-либо перечня соглашение не содержит и поэтому, как уверяет Анатолий Черный, даже песок для строительства домов для иностранных специалистов на Сахалин завозился из-за рубежа. В результате его стоимость, как и цена прочих материалов, подскакивала до небес, рабочие места и налоги получали Япония, США и Корея, а оплачивалось все это сахалинской нефтью.

Той же российской нефтью оплачиваются зарплаты иностранных специалистов, средний уровень которых, по словам сахалинского законодателя, достигает $25 тыс. в месяц. А подоходный налог иностранцы, естественно, платят у себя дома.

Анатолий Черный говорит, что при таком подходе всех запасов Пильтун-Астохского нефтяного месторождения может не хватить даже для расчетов с инвестором.

О том, что инвестиции в сахалинские СРП-проекты на деле оказываются инвестициями в экономику той же Японии, говорила и представительница Выксунского металлургического завода, крупного отечественного производителя труб. Теоретически российские предприятия должны получать не менее 70% заказов от операторов СРП-проектов. На деле же эта цифра колеблется от 25 до 50%.

Госдума планирует рассмотреть обращение к правительству России с просьбой поддержать отечественных производителей, однако никаких санкций, способных заставить, скажем, оператора проекта «Сахалин-2» компанию Sakhalin Energy покупать российское, СРП не предусматривают.

Непреодолимым препятствием, впрочем, стали не только капризы и технические требования заказчиков, предпочитающих использовать привычные западные стандарты, но и российские законы.

Иностранные поставщики освобождаются от уплаты НДС, а российские заводы должны его платить. В результате те же трубы с российских заводов оказываются на 14-16% дороже японских, что делает их попросту неконкурентоспособными.

С тем, что проблем у СРП хватает, на конференции не спорил никто. Однако «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягу» еще оставшиеся оптимисты призвали расценивать не как показатель пригодности СРП на российской земле вообще, а как «первый блин». Они полагают, что положение можно исправить, приняв специально посвященную СРП главу Налогового кодекса. Заодно член думского комитета по бюджету и налогам Алексей Михайлов пообещал решить и проблему дискриминации отечественных поставщиков по НДС. В декабре вопрос будет вынесен на рассмотрение Госдумы, и если и не с Нового года, то с 1 февраля 2003 года уж точно вступит в силу 24-я глава НК, которая отменит льготу по уплате НДС для иностранцев.

Однако стоит отметить, что «Сахалина-1», «Сахалина-2» и «Харьяги» данное изменение не коснется, ну а других реально действующих СРП-проектов в России нет.