Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Моря на всех хватит, оно большое

Вадим Нестеров

У выставки «На солнечном пляже, в июне… (отдых у воды в изобразительном искусстве XX века)» есть все шансы стать хитом начала зимы. И время выбрано удачно, и подбор работ впечатляет…

3 декабря 2002 года в галерее «Ковчег» открылась выставка «На солнечном пляже, в июне… (отдых у воды в изобразительном искусстве XX века)». Галерея эта в своей работе продолжает художественное исследование «культуры повседневности» — достаточно вспомнить такие экспозиции «Ковчега», как «Память нёба» (еда в российском искусстве) или «Сто лет с огоньком» (курение и курильщики как предмет изображения). Новая выставка, которая готовилась больше года, оказалась, пожалуй, наиболее удачной.

Идея напомнить стылой зимой о горячей гальке и холодном пиве под пляжным зонтиком — идея беспроигрышная. Любой продавец картин, «двигающий культурку» на Арбате, подтвердит, что летом лучше всего у него расходятся полотна с заснеженными елочками, зимой же как горячие пирожки улетают прежде всего «знойные пейзажи». Судя по всему, в этом году солидные галерейщики решили перенять опыт «холодных арт-дилеров». В конце ноября на антресолях Манежа прошла организованная галереей «Риджина» выставка «Фото-пляж» или «Открытый чемпионат России по пляжной фотографии». Теперь «синее море и белый пароход» предлагает «Ковчег», только в больших объемах и не на фотобумаге. Надо сказать, что попытка команды «Ковчега» сыграть не на экзотике современного искусства, а на обилии вариаций житейского, близкого и понятного каждому курортного «счастья разнузданной лени» вполне удалась.

Вариаций художественного воплощения нескладного, но верного советского лозунга «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» представлено действительно изрядно. По словам галеристов, они даже не предполагали, что тема окажется настолько популярной. Ведь даже суровые соцреалисты в промежутках между живописаниями будней строительства и битвы за урожай нет-нет, да скоромились морскими пейзажами и выпуклостью форм купальщиц. Работ оказалось так много, что в экспозицию вошли далеко не все. Кстати, «многоцветие» выставки – еще одна ее удача. «В бане и на пляже все равны как перед богом», поэтому Давид Бурлюк мирно ужился с Александром Дейнекой, а кустодиевские работы начала века – с картинами, созданными в 2000 году. Барышни в дворянских купальнях улыбаются так же счастливо, как передовые работницы тридцатых годов на водной станции, а усачи в закрытых полосатых трико столь же безмятежны, что и наши современницы в бикини.

Всего представлено более 120 авторов. Охвачена, пожалуй, вся палитра пляжного отдыха: Рижское взморье и подмосковные пруды, пляжи Бретани и берег Волги и, конечно же, крымское и кавказское побережье. В одном зале собраны классический «холст маслом» «Герой Советского Союза М. Гурвич и девушка» и скульптура «Большой писатель на коктебельском пляже», выполненная из коктебельской же гальки; зарисовка «Юрий Гагарин играет в волейбол» и серия работ Александра Максимова, посвященная подсмотренным на пляже татуировкам. Не меньшее разнообразие и среди участников выставки: вместе с частными коллекционерами, авторами и наследниками в выставке принимают участие самые разные музеи и галереи, от надменных Пушкинского и Третьяковки до скромных провинциалов вроде Вологодской областной картинной галереи или Ярославского художественного музея.

Одно расстраивает: чтобы увидеть всю эту роскошь юга, желающим придется отправиться на далекий север Москвы, в окрестности метро «Тимирязевская», где на улице Немчинова, 12 и располагается «Ковчег». Выставка открыта до 2 февраля.