Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Буратино идет
в разведку

На открывшемся Форуме художественных инициатив произвели разведку искусством, совратили Барби и вылечили перхоть. Главной удачей выставки оказались боевые действия в песочнице.

Форум художественных инициатив – традиционное развлечение для тех, кто вынужден проводить лето в городе и совершенно не знает, куда бы податься. Удовольствие от посещения сомнительное, зато можно удостовериться в незыблемости принципов экспериментального искусства, главный из которых гласит: прогрессивное – значит, обязательно скучное. Наигранная веселость сопровождает глубочайшее занудство, философское умонастроение шествует рядом с технологической безрукостью. Форум проводится в восьмой раз, так что списать атмосферу несостоявшегося праздника на трудности роста никак нельзя. Это уже фирменный стиль.

Сквозная тема нынешнего мероприятия обозначена как «Разведка искусством». Художникам предлагалось добыть какие-нибудь важные сведения, совершить диверсию, завербовать противника – одним словом, не оставаться в рамках проверенных ценностей.

Всплеск энтузиазма (всего на конкурс было подано под сотню заявок, из которых допущены к реализации 44) не привел, однако, к ощутимому результату: большинство сюжетов высосаны из пальца. «Центр» легко позволил «агентам» собою манипулировать, принимая банальности за ценную информацию. Заставить зрителя впасть в такую же доверчивость – задача невыполнимая.

Начнем с относительных удач. Проект питерцев Ольги и Александра Флоренских «Аэрофотография» можно считать хорошим примером визуальной провокации: снимки земной поверхности, будто бы сделанные с воздуха в боевых условиях, при ближайшем рассмотрении оказываются искусной подделкой – вся съемка организована в детской песочнице. Коллажи Алены Кирцовой и Юрия Аввакумова из серии «Шкала: Соловки» выделяются деликатностью: к фотографированным северным пейзажам «присочиняется» одноцветный компьютерный фон, из-за чего природа вдруг оказывается неким эстетическим объектом. Живописная серия Александра Лифшица посвящена изображению одеколонов, шампуней от перхоти и прочих рекламных ценностей – жаль только, что к симпатичному экспозиционному ряду приложена какая-то несусветная аннотация. Сибиряки Вячеслав Мизин и Константин Скотников, у которых с чувством юмора случаются заметные перебои, на этот раз не оплошали. Их видеофильм «Сибирский истерн» не тянет на шедевр, но вполне проходит по разряду приличных капустников: в историческую кинохронику разных лет вмонтированы слоганы вроде «Надо чаще встречаться» и «С нами не соскучишься». Все-таки грамотный стеб не раздражает.

На этом достижения, пожалуй что, и заканчиваются. К остальным проектам следовало бы прикладывать цветочные горшки профессора Плейшнера как знак провала.

Не воспринимать же историю развращения куклы Барби (фотосериал Сергея Терентьева «Барбизона») или неталантливые измывательства над хрестоматийной живописью (цикл принтов Геннадия Гущина «Лучший из миров») в качестве чего-то волнующего. Даже ветеран арт-сцены Дмитрий Цветков впал в юношескую самодеятельность, состряпав из поленьев писающего Буратино (динамическая инсталляция «Березовый сок»). И ко всем подобным потугам – бесконечные авторские комментарии. Цитаты из Барта и Бодрийяра, эпистолы от художника куратору и обратно, фрейдистски окрашенные воспоминания детства, наукообразные обоснования концепции – в общем, мутный вербальный поток, в котором участникам шоу хотелось бы утопить вопрос о качестве произведений.

Который год арт-критики пробуют понять, для чего с завидной регулярностью надо наводнять залы «Нового Манежа» откровенным трэшем. Пожалуй, пора отбросить эти размышления. Существует работающий механизм: находятся спонсоры, выделяются площади, проводятся дискуссии в оргкомитете. Все при деле, людям друг с другом интересно – следовательно, такую форму самоорганизации масс надо признать легитимной. Что на выходе, не так важно. В любом случае у вас есть возможность игнорировать происходящее. Или, наоборот, с мазохистским вожделением мчаться в эпицентр, особенно если вы вынуждены проводить лето в городе и совершенно не знаете, куда бы податься.

Форум художественных инициатив, «Новый Манеж» (Георгиевский пер., 3/3), до 20 июля.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp