Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Адмирал затонул при буксировке

Несчастлива судьба Северного флота. За последние три года он потерял не только две подводные лодки, но и двух командующих. Сегодня президент Путин отстранил от должности последнего из них – адмирала Геннадия Сучкова.

Адмирала Сучкова убрали с должности сегодня ночью в сочинской резиденции Владимира Путина «Бочаров ручей». Именно там после встречи с военными Путин по представлению главкома ВМФ Владимира Куроедова и министра обороны Сергея Иванова подписал указ о временном отстранении адмирала от должности командующего Северным флотом Российской Федерации и назначении на его должность вице-адмирала Сергея Симоненко. Всего за несколько часов до этого президент Путин на встрече с командованием ВДВ и Сергеем Ивановым сказал, что реорганизация командования в российских войсках закончилась.

Впрочем, отставка Сучкова, разумеется, мотивирована отнюдь не стратегическими перестановками в командовании, а одним конкретным эпизодом в биографии адмирала.

Сегодня главком Куроедов объяснил, в чем дело: Сучков несет ответственность за гибель 30 августа этого года подлодки К-159 c экипажем из десяти человек.

Ответственность Сучкова, согласно объяснению Куроедова, заключается в следующем. «Руководство флота не проверило готовность лодки к буксировке и организацию. Организация буксировки была также неудовлетворительной, и как результат – трагедия», — сказал главком. «Избежать трагедии было можно, если бы каждый на своем месте, от командира буксировки до командующего флотом, выполнил все требования и инструкции, — продолжил Куроедов, — Причина в элементарном невыполнении тех требований, которые заложены в нормативных и технических требованиях по буксировке». Куроедов рассказал, что за 12 часов до потопления К-159 руководство флота получило информацию об ухудшении погоды. «В нормативных документах записано: буксировка разрешена при волнении моря до трех баллов. Никто не среагировал на прогноз. В технических документах записано: буксировка может проводиться со скоростью до трех узлов, скорость была 4,5 узла», — сообщил главком.

Объясняя причины отставки Сучкова, Куроедов попутно рассказал много нового и об обстоятельствах самой катастрофы К-159.

Хронология гибели лодки в интерпретации Куроедова такова: в 1.20 по московскому времени на командный пункт поступила информация об отрыве от подлодки кормовых понтонов при буксировке. Командующий флотом прибыл на командный пункт в 1.40. Волнение моря было 4–5 баллов, и в течение часа флот никаких мер по спасению экипажа не предпринимал. Люди могли спастись, но решение принято не было. Лодка была потеряна в 3.00.

«Северный флот опять наступил на те же грабли, которые были в 2000 году», — подытожил Куроедов, намекая на то, что командование СФ не сделало должных выводов из катастрофы АПЛ «Курск» три года назад. Совпадений в двух историях действительно много, а после отстранения Сучкова их стало еще больше.

В декабре 2001 года в ходе расследования причин катастрофы «Курска» указом президента Путина от исполнения обязанностей были отстранены командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, глава штаба СФ вице-адмирал Михаил Моцак и ряд низших по званию офицеров. Все офицеры услышали мотивировку «за ненадлежащую подготовку к проведению учений» («Курск» погиб во время флотских учений в Баренцевом море. — Газета.Ru). Никто из них формально не обвинялся в халатности, приведшей к катастрофе и гибели экипажа. Судебного преследования адмиралы также избежали, а некоторые из них (к примеру, Моцак и Попов) сейчас вполне успешно делают политическую карьеру — один в штабе Матвиенко, другой в Совете федерации.

До катастрофы «Курска» российский военный флот знал только один случай увольнения командующих за какой-либо инцидент. После гибели «Новороссийска» был спешно снят главком Кузнецов.

Теперь же Северный флот, когда-то считавшийся эталоном военного порядка, посмотреть на который возили даже президента Путина, стал рекордсменом по громким отставкам.

Скорее всего, адмирала Сучкова, так же как Моцака и Попова, минует судебное преследование (несмотря даже на то, что родственники погибших на К-159, по сообщениям прессы, выражали намерение подать иск против Северного флота). В последнее время СМИ и общественные деятели не раз обвиняли Министерство обороны России в поиске и наказании «стрелочников», виновных в тех или иных происшествиях (так случилось, к примеру, после теракта в Моздоке). Сегодня военные нашли виновного адмирала, отставка которого может разрушить такое представление.