Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бритая голова судам покоя не дает

Громкий судебный процесс о погроме на столичном рынке в Ясеневе тихо закончился: присяжные посадили за решетку одного погромщика, и то ненадолго. Следователи уверены, что суд отпустил организатора погромов.

В пятницу Мосгорсуд вынес приговор по делу о погроме на столичном рынке в Ясеневе в апреле 2001 года. Из пяти человек, проходивших по делу в качестве подсудимых, суд признал виновными лишь троих. Их признали виновными по ст. 212 ч.2 Уголовного кодекса (участие в массовых беспорядках). 18-летний курьер одной из столичных фирм Андрей Почукаев приговорен к 2 годам и 6 месяцам условно. Такое же наказание вынесено его ровеснику Евгению Сержантову. Еще один обвиняемый, 18-летний Валерий Русаков, осужден на 6 месяцев. Этот срок суд добавил к трем годам лишения свободы, которые Русаков отбывает в настоящий момент — в 2003 году ему был вынесен обвинительный приговор по делу на Царицынском рынке.

Основной фигурант дела, главный редактор газеты «Русский хозяин» Андрей Семилетников, был освобожден из-под стражи в прямо в здании суда.

Семилетников обвинялся в организации массовых беспорядков и вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность (ст.212 и 150 Уголовного Кодекса).

28 апреля 2001 года, в день рождения Адольфа Гитлера, 200 подростков-скинхедов, вооружившись обрезками труб и кусками арматуры, разгромили 30 торговых палаток на Ясеневском рынке. Подростки ворвались на рынок и начали громить палатки, принадлежащие кавказцам. Около десяти торговцев получили различные травмы. После погрома было задержано 68 человек.

Процесс над погромщиками начался еще в феврале 2002 года, однако суд отправлял дело на дополнительное расследование. К тому же в течение долгого времени слушания неоднократно переносились из-за неявки пострадавших и свидетелей в суд

Согласно материалам следствия, именно он перед погромом воодушевлял подростков нацистскими речами. Однако присяжных не убедили доказательства, собранные прокуратурой. И 19 февраля его оправдали и отпустили. Вместе с ним была освобождена также признанная невиновной внештатная сотрудница журнала «Русский хозяин» Елена Липилина, отправленная редактором писать репортаж о погроме. Ей вменялось в вину участие в массовых беспорядках.

Как было объявлено на последнем заседании Мосгорсуда, суд учел просьбы о снисхождении к обвиняемым, высказанные присяжными накануне. Зато доводы прокурора Бориса Локтионова, который просил назначить участникам погрома по 5 лет лишения свободы, судьи не учли. Поэтому представитель прокуратуры сообщил, что крайне недоволен решением суда.

Сразу после вынесения приговора гособвинитель заявил, что присяжные оправдали организаторов погромов и отправили за решетку рядовых исполнителей.

«Решать судьбу уголовного дела должны все-таки профессионалы. А когда приходят люди с улицы, хорошего результата ждать не приходится», — заявил Борис Локтионов журналистам.

Правозащитники более склонны доверять решениям присяжных. Например, эксперт Института прав человека Лев Левинсон считает, что осужденные по делу «просто попались «под горячую руку». «Милиция работала с теми, кто просто оказался доступен, — говорит Левинсон. — Нужно было состряпать дело и быстро отчитаться».

По его словам, доказательная база у следствия по таким делам, как правило, слабая и неубедительная. «У нас 80% брака и халтуры на уровне следствия. Берут просто первых попавшихся. Следствие не смогло убедительно доказать, что именно эти ребята нанесли побои пострадавшим». И не смогло найти организаторов преступления.

«Этот погром больше похож на коммерческую разборку, в которой задействовали глупых пацанов», — считает правозащитник. По его мнению, истинные виновники происшедшего остались в тени.

Левинсон склонен доверять решению суда и в случае с оправданием Семилетникова: «Нельзя осуждать человека за его мнения. Если присяжные убедились, что не было связи между словами Семилетникова и действиями подростков, значит, его нельзя было осуждать в деле о погроме», — убежден правозащитник.