Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сухопутный «Титаник»

«Властелин колец: Возвращение короля» собрал 11 «Оскаров», повторив рекорд «Титаника». Отсутствие неожиданностей на церемонии вручения наград Американской киноакадемии компенсировалось пышностью и здоровым юмором.

Два года подряд церемония вручения «Оскара» проходила в довольно пасмурной атмосфере. В 2001 году над праздником витала тень 11 сентября и погибших в башнях близнецах, в 2002 царило смущение по поводу вторжения американских войск в Ирак. И вот атмосфера относительно безоблачна – никто не бомбит Америку, и она уже тоже никого не бомбит. Даже наоборот – пока раздавали призы киноакадемии, президент буш отдал приказ отправить морскую пехоту договариваться с Армией каннибалов – повстанцами, взявшими власть на Гаити. Царит дух бодрости и патриотизма, знаком которого стала 500-метровая красная ковровая дорожка — самая длинная в истории церемонии.

Проход звезд по этой дорожке стал самой занимательной и красочной частью «Оскаровской ночи», потому что ни одной неожиданности американские киноакадемики не преподнесли. Кроме, пожалуй, одной – фильм Питера Джексона «Властелин колец: Возвращение короля» получил «Оскары» по каждой номинации, на которую был выдвинут. Всего завершающая часть эпопеи Питера Джексона собрала одиннадцать статуэток, включая награды за «лучший фильм» и «лучшую режиссуру». Работа художника, костюмы, спецэффекты, грим, звук, оригинальная музыка Говарда Шора,
монтаж, оригинальная песня «На запад» в исполнении Энн Леннокс, работа сценаристов над книгой Толкиена – все в фильме Джексона оказалось лучшим.

Всем прочим номинантам оставалось только вспоминать знаменитую фразу: «Не стоит выпускать свой лучший фильм в год, когда выходят «Унесенные ветром» и вспоминать «Титаник» и «Бен Гур», тоже взявших по 11 статуэток. Больше не получал никто.

Кажется, всем все было ясно заранее, поэтому никто не нервничал. Члены съемочной группы «Возвращения короля» организованно выходили на сцену, забирали статуэтки, благодарили маму и коллег. Ожидалось, что в этом году будет много юмора и шуток, но нет, все было довольно серьезно. Правда похабник Робин Уильямс пытался покрутить сосок под накрахмаленной манишкой, скупо изображая Джанет Джексон и прошелся по поводу французской картошки, которую американцы смеют называть «картофель свободы», после чего стало ясно – «Трио из Бельвилля» ничего не светит. И действительно, номинированный на «лучшую песню» и «лучший полнометражный анимационный фильм» «Бельвилль» не получил ничего, уступив «Возвращению короля» и «В поисках Немо». Модный сегодня патриотизм, подвигший ведущего Билли Кристалла на шутки про Саддама Хусейна и приветы тем, «кто несет сегодня службу за морями», откровенно антиамериканский французский фильм не переварил.

С другой стороны, лента Дени Аркана «Нашествие варваров», победившая в номинации «лучший фильм на иностранном языке», была воспринята как дружеская соседская критика. «Оскар» этого года стал первой наградой американской киноакадемии, полученной канадским фильмом. Получая статуэтку, кто-то из членов съемочной группы сказал спасибо, что в этой номинации нет «Властелина колец».

Опасения, что кто-либо из звезд устроит со сцены политическую эскападу также не оправдались. Тим Роббинс, получивший приз за роль второго плана в «Таинственной реке», вел себя смирно, и даже бунтарь Шон Пенн, ставший лучшим актером после роли в том же фильме, ограничился благодарностями. Билл Мюррей, также номинированный на «лучшего актера» за роль в «Трудностях перевода», кажется, по-настоящему расстроился, оставшись без награды. Но зал аплодировал Пенну стоя – при своем ужасном характере он все равно общий любимец.

Единственным облаком на ясном небе церемонии стала речь режиссера Эррола Морриса, получившего награду за полнометражный документальный фильм «Туман войны» — интервью с Робертом Макнамарой, министром обороны в период войны во Вьетнаме. Моррис начал было говорить о том, что Америка снова впадает в военное бешенство, но зал встретил его слова свистом. Очевидно, многое изменилось за прошедший год: на предыдущей церемонии эскапада другого документалиста – Майкла Мура, получавшего награду за «Боулинг для Колумбины», была встречена сочувственными аплодисментами.

Красавице Софии Копполе, ставшей первой женщиной-режиссером, номинированной на «Оскар», пришлось удовлетвориться наградой за лучший сценарий за «Трудности перевода». Лучшим кинооператором признали ветерана Рассела Бойда, снявшего «Хозяина морей».
Удивили академики, пожалуй, только в номинации «лучшая актриса». Шарлиз Терон, сыгравшая проститутку-убийцу в фильме «Монстр», считалась главным претендентом, и, казалось, «Оскара» ей не дадут просто из принципа. Но нет, южноафриканка, пошедшая на кошмарные жертвы ради этой роли, ушла с церемонии с драгоценной статуэткой. Так же предсказуемо награда за женскую роль второго плана ушла к Рене Зельвегер за роль в «Холодной горе».

«Дом из песка и тумана» нашего бывшего соотечественника Вадима Перельмана, выдвинутый в трех номинациях, не получил ничего. Зато награду получил фильм про нашу старую катастрофу – в номинации документальная короткометражка победила лента «Сердце Чернобыля» о том, как сегодня страдают от радиации люди в районе погибшей атомной станции.

«Оскар» продемонстрировал хорошее здоровье, а его главными чертами стали оптимизм, прямодушие и грубоватое чувство юмора. Он чутко отзывается на дух времени и требования момента. Может быть через год-другой в театре «Кодак» будут вручать награду за киноисторию американской военной миссии и Армию каннибалов. «Оскар» переварит что угодно.

Но когда вручалась премия за заслуги Блэйку Эдвардсу, когда традиционно вспоминали умерших в прошлом году кинематографистов – Лени Рифеншталь, Кэтрин Хэпберн, Грегори Пека, Чарльза Бронсона – чувство, что великое кино было, есть и, наверное, будет, все же возникло. В конечном счете, ради этого чувства и существует великий монстр по имени «Оскар».