Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дубина народного артиста

Та самая «Золотая маска», о которой так долго говорили большевики, и к которой вела такая мощная артиллерийская подготовка, наконец-то начинается.

Сегодня в Старом цирке на Цветном бульваре покажут ее роскошное открытие, которое ставит питерский авангардист Андрей Могучий. Тут-то все и увидят, как знаменитые и даже народные артисты и театральные деятели будут в виде клоунов пускать фонтаны слез, лупить друг друга дубинками, приставать к зрителям и летать под самый купол. Кто это будет – не скажу, пусть это останется сюрпризом.

А в воскресенье программа 10-й юбилейной «Маски» развернется вовсю. Поскольку Мариинка сняла себя в этом году с конкурса, а два больших оперных спектакля – московскую «Турандот» и новосибирскую «Жизнь с идиотом» — показали до начала «Маски», то основные события в эти две фестивальные недели будут связаны с драмой.

В первую очередь обратите внимание на мировых знаменитостей. Чтобы столько звезд сразу встречалось среди лучших спектаклей одного сезона – вещь небывалая.

Во-первых, литовец Эймунтас Някрошюс со своим «Вишневым садом», поставленным с московскими артистами (Евгения Миронова, играющего в этом спектакле Лопахина, многие считают наиболее вероятным кандидатом на премию за лучшую мужскую роль). Затем англичанин Деклан Доннеллан со своей элегантной и немного печальной «Двенадцатой ночью», где все роли сыграны мужчинами. Далее – Петр Фоменко с воздушными «Египетскими ночами», поставленными с чудесными молодыми артистами его Мастерской по Пушкину и Брюсову. И, наконец, Лев Додин, который привезет «Дядю Ваню» — спектакль психологически очень тонкий и при этом мощный (здесь целых три претендента на лучшую роль – Ксения Раппопорт, Петр Семак и Сергей Курышев). Это – мэтры.

Что касается мастеров среднего поколения, то, поскольку фокинского «Ревизора» из Александринки показали до начала фестиваля, остается очень милая комедия Островского в Малом – «Правда – хорошо, а счастье — лучше». Ее поставил Сергей Женовач, а на премии за лучшие роли здесь выдвинута очаровательная и очень смешная пара – Евгения Глушенко (купчиха Мавра Тарасовна) и Василий Бочкарев (отставной унтер Грознов). Из провинциальных спектаклей эксперты, отбиравшие спектакли на фестиваль, советуют посмотреть омских «Дачников» Евгения Марчелли – спектакль вызывающий и хулиганский, а еще – петербургскую «Нору» в постановке Михаила Бычковаона сделана в стиле немого кино, и играет в ней один из лучших молодых актеров Питера – роскошный Александр Баргман.

На удивление много в этом году на «Маске» молодой режиссуры.

Во-первых, Нина Чусова, в последнее время прославившаяся своими многочисленными смешными комедиями так, что имя ее звучит уже буквально из каждого включенного утюга. У нее в конкурсе участвуют сразу два спектакля. «Мамапапасынсобака» в «Современнике» — современная югославская комедия на тему взрослых игр детей. Тут не пропустите Чулпан Хаматову, она играет Сына – хулиганского мальчишку лет восьми – так, что узнать ее совершенно невозможно (вот тоже очень вероятный кандидат на «женскую» «Маску»). А в чусовском «Вие» на сцене театра имени Пушкина особенно хорош Хома – Павел Деревянко – маленький, нелепый и похожий на дурачка.

Затем, Кирилл Серебренников – тоже числящийся среди самых модных и востребованных молодых режиссеров. Он показывает МХАТовский «Терроризм» по пьесе молодых братьев Пресняковых – стремительный, парадоксальный и эксцентрический спектакль. По пьесе тех же Пресняковых поставлен и спектакль Владимира Агеева в Центре драматургии и режиссуры. «Пленные духи» — это кощунственно-глумливый розыгрыш Шахматовского сюжета – история про глуповато-мечтательного Сашу Блока, энергичного Андрея Белого, про Прекрасную Даму, сумасшедшего химика Менделеева и его пугливую дочь Любу.

Еще в числе молодых обратите внимание на новосибирский спектакль по Мариво «Двойное непостоянство». Его поставил Дмитрий Черняков и, как говорят, сделал из этой изящной пьесы невероятно элегантную стилизацию. Кроме драматического конкурса, еще одна постановка Чернякова участвует в оперном соревновании. Это «Похождения повесы» Стравинского, поставленные в Большом театре. Надо сказать, в «Похождениях повесы» (так же, как и в «Двойном непостоянстве»), Черняков стал и художником спектакля, а это — сногсшибательное зрелище. (В роли художника и к тому, и к другому спектаклю он тоже выдвинут на «Маску».)

Теперь о музыкальном театре.

В номинации «мюзикл и оперетта» будут соревноваться всем известные «Иствикские ведьмы», особо прославившиеся благодаря разнообразным полетам и прочим эффектам, и еще более знаменитая «Мэри Поппинс», которую, вспомнив успех старого фильма, превратили в спектакль питерского театра «Карамболь». По части современного танца советую не пропустить знаменитую Татьяну Баганову с ее «Полетами во время чаепития» (в качестве далекой ассоциации выступает кэрроловское безумное чаепитие) и «Весну священную» камерного балета «Москва» (ее ставил известный французский хореограф Режис Обадиа). Из классики в программе остались пермский изысканный балет Баланчина на музыку Чайковского – «Ballet Imperial». Еще одна реконструкция (уже из Питера) – балет классика советской хореографии Федора Лопухова на музыку Бетховена – «Танцсимфония». И знаменитый колхозный «Светлый ручей» на музыку Шостаковича в постановке нового главы балета в Большом – Алексея Ратманского. Что касается оперы, то, кроме «Похождений повесы», о которых я уже говорила, в эти две недели можно будет увидеть нечто экзотическое — национальную башкирскую оперу о герое войны 1912 года «Кахым-туря» и маленький изящный спектакль на минималистскую музыку Майкла Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу».

Что касается кукольного театра, то в этом году на конкурс выдвинули только две постановки: классическую детскую — «Приключения незадачливого дракона» из питерского Кукольного театра сказки. И тоже питерский «Сон фавна» — это фантазии на языческие темы, скорее рассчитанные на взрослых.

Ну и, наконец, номинация «Новация», в которую обычно попадает все то, чему трудно найти жанровое определение. В этом году здесь, в резервации «для странных», оказались клубный спектакль «Кислород», написанный и сыгранный Иваном Вырыпаевым в энергичной рэперской манере. А еще – «Золото нартов» — представление, где на музыку Владимира Николаева в хореографии Татьяны Багановой и в ярких дизайнерских костюмах Виолы Ходовой владикавказский ансамбль «Арвайден» разыгрывает осетинские мифы.

Вот, собственно, и все о программе юбилейного фестиваля. Закроется он дилогией «Времена года» Някрошюса – тем самым спектаклем, который, по опросам критики, сочтен лучшим зарубежным спектаклем, гастролировавшем в России в прошлом году. Наслаждайтесь!