Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Точечные удары
по Москве

Открылась выставка «Арх-Москва» — три могильные плиты и авансом гениальный «Русский авангард».

«Арх-Москва» – это выставка окружающей среды. Вот живешь себе, ходишь, ездишь и не замечаешь: окружает. Но вдруг выстрелит какое-нибудь чудо из стекла и бетона прямо под носом или возникнет в привычном урбанистическом пейзаже новая высотка, потом другая, третья, и начинаешь осознавать: среда. Потому и Москва не архаическая – куда уж там при нынешних темпах застройки и реконструкции, и не археологическая, упаси мэр. «Арх-Москва» — это, конечно, про архитектуру – актуальней темы в мегаполисе трудно сыскать.

Среда эта довольно агрессивная, она не только окружает, но и наносит точечные удары по всему архаически-археологическому, что еще осталось в черте города. Такова уж ее сущность: архитекторов много, и все они хотят строить, а места мало; поэтому три могильныe плиты на антресольном этаже ЦДХ вполне уместны.

Таким образом Музей архитектуры имени Щусева почтил память безвременно ушедших «Военторга», гостиницы «Москва» и Манежа.

Но жизнь продолжается, и почти все остальное пространство ЦДХ отдано архитектурным проектам — осуществленным и пока только задуманным.

Второй год кураторами на «Арх-Москве» выступают молодые архитекторы Борис Бернаскони и Кирилл Асс. Была бы их воля, девятый ежегодный смотр зодчих носил бы название «Тупик». По мнению кураторов, архитектура в России, и в частности в Москве, переживает стагнацию, ничего нового не происходит, «архитектурная мысль в городе замерла». Но с молодыми коллегами не согласилась группа товарищей в лице экспертного совета: название убрали, а высказывания Бернаскони и Асса оставили на их совести. Вместо названия у выставки появился знак. В прямом смысле слова – автодорожный знак «Тупик». И разделы экспозиции тоже приобрели соответствующую символику – вроде гуманитарной помощи спешившимся.

Желтый ромб, повествующий о главной дороге, знаменует собой раздел «Арх-Каталог» – отобранные экспертным советом работы российских архитекторов и мастерских за 2003 год. Сюда попали очень разные проекты: от крохотного «павильона для водочных церемоний» Александра Бродского, до впечатляющего проекта Центра всесезонных видов спорта, над которым трудились сразу три творческих мастерских.

Под знаком двустороннего движения скрываются архитектурные и дизайн-бюро. Тут можно встретить и торговцев западными интерьерными прибамбасами, и мастодонтов архитектурного проектирования вроде «Моспроекта-2» под руководством академика Посохина. Именно здесь тезисы кураторов о застывшей мысли находят подтверждение, когда зрителя начинает преследовать ощущение неоднократно виденного, и одинаковые конструктивные схемы, явленные в разных вариациях, даже неспециалиста заставляют испытать дежавю.

В поисках альтернативы кураторы ведут зрителя на третий этаж, где падающий самолет в треугольнике указывает на «залетных» экспонентов. С надеждой, что заграница нам, как всегда, поможет, организаторы показывают настоящих иностранных звезд: Одиль Декк, Хани Рашида, Этторе Соттсасса, Массимилиано Фуксаса. С этой же целью Сотсасс, Фуксас, Бернард Чуми, Эрик Ван Эгераат и другие приедут, проведут мастер-классы. Нидерландец Эгераат, кроме того, представит нашумевший проект «Русский авангард» – спроектированный им жилой комплекс, использующий, по мнению автора, наследие русского изобразительного искусства начала ХХ века: наш футуризм, супрематизм, кубизм, абстракцию.

То, что московские власти запретили строить его рядом с ЦДХ и новой Третьяковкой, существенно повысило рейтинг проекта в глазах культурной общественности.

Вне зависимости от качества задумки она еще заочно обрела, таким образом, поддержку в «вольнодумных» слоях. Теперь интересующиеся могут составить собственное представление о творении Эгераата.

ЦДХ, Крымский вал, 10. «Арх-Москва» – до 16 мая.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp