Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Как бандиты брали Трою

Удачно совпавшая по времени с выходом фильма «Троя» книга «Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны» проливает свет на историю знаменитого бандитского налета и судьбу уркагана Ахиллеса.

«Слышь, ты «Илиаду» читал?» — нервно шептал зритель школьного возраста приятелю на премьере фильма «Троя». Несоответствие происходящего на экране древнему сюжету наполнило смущением даже граждан, далеких от археологии и истории. И греческих богов Вольфганг Петерсен куда-то подевал. И над временем шутки шутил – воспетую гениальным инвалидом десятилетнюю осаду умудрился ужать до пары недель. И вообще, почему нет некоторых ключевых гомеровских персонажей?

Где бедняга Лаокоон? Где Мемнон, приведший на подмогу троянцам союзное войско эфиопов? Где, в конце концов, незадачливая Кассандра?

Ну что вы вцепились в затрепанный томик «Илиады» в переводе Гнедича? Сходите в книжный магазин, и список вчиняемых претензий увеличится на порядок. Словно специально в помощь придирам издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу «Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны». Написал ее известный французский археолог Поль Фор, уже известный российским читателям своим документальным романом «Александр Македонский».

Да ну… — скажут те, кто пограмотнее, – что нового можно рассказать про те времена далекие, которые были былинными уже для старика Гомера? Как выясняется – можно. Археологи, копающиеся в земле Эллады не первую сотню лет, нарыли за это время немало информации. А Поль Фор, изучающий времена «мечей и сандалий» более тридцати лет, со скрупулезностью профессионального историка изложил ее в своей книжке.

Почитав ее, можно с видом знатока издеваться над специалистами компаний The Moving Picture Company и Framestore CFC, которые с помощью специальной программы, названной «Эндорфин», сгенерировали на компьютере более 75 тысяч воинов.

Увы, но размах военных действий Гомер с беззастенчивостью сказителя безбожно преувеличил – Трою можно обойти вокруг за четверть часа, она всего-то 150 шагов по диагонали. На маленький клочок суши меж двух морей гомеровские 1186 кораблей и 10 тысяч воинов просто не влезли бы.

А армия Приама, насчитывающая, по Гомеру и фильму, 50 тысяч человек, могла поместиться в стенах Трои одним-единственным образом – сложившись в штабель преизрядной высоты. Реально в крепости рядом с нынешней турецкой деревней Гиссарлык жило максимум 2 тысячи обитателей, так что комьютерщиков вполне можно было рассчитать, ограничившись 1250 статистами.

Да и Елена, в сущности, ни при чем. Коалицию нескольких ахейских банд и карликовых государств интересовало совсем другое. Постоянно цапаясь друг с другом, они жаждали присвоить три главных источника дохода троянцев – контроль за транзитом товаров, в частности золота, перевозимого через Геллеспонт в пяти километрах к северу от Трои, золотые, серебряные, свинцовые и цинковые рудники, располагавшиеся в дне ходьбы от города, и лес, «бесценный лес, которого так не хватало козопасам Пелопоннеса и островов».

Так как Фор, как и любой археолог, неравнодушен к мелочам, придираться можно очень и очень долго. На лошадях никто тогда не скакал, благородное животное использовалось одним-единственным образом – в боевых колесницах. И доспехи на солнце сверкать не могли – абсолютное большинство вчерашних козопасов ограничивались многослойным льняным полотном, амортизирующим удары, и лишь самые богатые добавляли к нему наплечники, кожаные фартуки с бахромой, нашивали бронзовые пластинки и чешуйки. Да и сложно было ожидать иного во времена Бронзового века, когда о железе никто не мог и мечтать.

Забавно, но по мере чтения книги обнаруживаешь, что иногда Вольфганг Петерсен, изменяя Гомеру, на самом деле исправлял ошибки.

Сколько попреков пришлось ему выслушать по поводу того, что Ахилл больше напоминает истеричного бандита с большой дороги, нежели возлюбленного богами героя. Меж тем, если верить Фору, эта трактовка абсолютно верна.

Вооруженные силы ахейцев комплектовались из двух категорий профессиональных воителей – регулярные войска местных царьков и вольные полуразбойничьи отряды, возглавляемые прославленными главарями. Земля, которой еще только предстояло стать Древней Грецией, уже тогда была перенаселена. Поэтому те, кому не обломилось честной работы, сбивались в банды и выживали с помощью поставленного на поток обирания законопослушных граждан. Главарей этих вольных отрядов древние называли героями или «чемпионами», и чем шире расходился слух о удачливости и доблести того или иного атамана, тем больше народа стекалось в его группировку. Имена многих прославленных лидеров ОПГ мы знаем с детства – Геракл, Тесей, Ясон, Персей, Эдип, Ахилл.

Масштабы этой повсеместной партизанщины были столь широки, что даже наиболее мощные и хорошо организованные государства ничего не могли с ними сделать. Когда по мере роста отрядов внутренних ресурсов своей местности им уже не хватало, группировки либо схватывались между собой, либо самостоятельно или в качестве наемников пытали счастья за границей.

С этой позиции зрения осада Трои мало чем отличается от классического бандитского рейда аргонавтов в Грузию за золотым руном (золото в реке Риони местные жители добывали оригинальным способом – натягивали под водой овечью шкуру и доставали ее уже сверкающей от застрявших в шерсти крупиц золота).

Примеры соответствий и несоответствий и у Петерсена, и у Гомера можно множить и множить, благо, Фор не ограничивается описанием военного дела, подробно рассказывая и о тогдашних одеждах, ремеслах, строительстве, скотоводстве, судоходстве и многом другом. Но не таким ли критикам Лукас адресовал свою знаменитую фразу: «А у нас планеты бабахают!»?

Поль Фор, «Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны». «Молодая гвардия», 2004.