Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Аукцион поневоле

,
В четверг Фонд имущества Санкт-Петербурга заканчивает прием заявок на участие в торгах по 56 земельным участкам, выделенных администрацией под строительство АЗС. Открытые торги назначены на 4, 9 и 10 марта. Из десяти лотов интерес представляет лишь один: в нем 30 участков, а купит его, скорее всего, «ЛУКойл».

Самый привлекательный лот будет выставлен на торги последним — 10 марта. Лот, по мнению экспертов, предназначен НК «ЛУКойл» в счет оплаты «морального долга» за «повышенную социальную ответственность» перед городом. Странная форма проведения торгов, при которых покупатель известен заранее, не вызывает удивления у питерцев. Дело в том, что все участки, которыми администрация будет торговать, ранее были обещаны «ЛУКойлу».

В прошлом году глава НК Вагит Алекперов подписал с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко «Соглашение о стратегическом сотрудничестве», в котором пообещал только в 2005 году выплатить в бюджет города 4,5 млрд рублей, а в 2006-м увеличить сумму. В качестве ответного жеста Смольный (устами Валентины Матвиенко) пообещал «целевым назначением» передать «ЛУКойлу» 60 участков под строительство АЗС. Договоренность закрепили в специальном протоколе.

Однако необдуманное обещание Матвиенко вызвало бурный протест других игроков топливного рынка, которые намеревались побороться за эти участки на торгах, и протокол остался не подписанным: слухи о щедрости Матвиенко дошли до администрации президента, и петербургским властям пришлось дать задний ход.

В итоге Смольный в конце прошлого года вынужден был объявить открытые торги по участкам под АЗС. Сначала говорили, что торги состоятся в конце 2004 года, потом – в январе 2005-го, но, как утверждают чиновники, местный комитет по строительству не успел в срок разработать документацию на такое количество участков, и торги назначили на начало марта.

Не подтвердились и слухи о том, что питерские власти готовы выставить все участки на торги единым лотом. «Стратегическому инвестору» было решено отдать чуть более половины из них – 30 участков из 56. Их-то и выделили в отдельный лот. «Составляя этот лот, мы ориентировались на крупные интегрированные нефтяные компании», — честно признал вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров на встрече с главами местных компаний-операторов.

В питерских топливных кругах считают, что бороться за топ-лот будут крупные вертикально интегрированные нефтяные компании, пока не представленные в городе: «Сибнефть», «Славнефть» и Shell. Возможно, поучаствует и местная Петербургская топливная компания, владеющая на сегодня более чем 110 АЗС на территории города и области.

Но серьезной борьбы может не получиться, ведь инвестиционные возможности «ЛУКойла», по сути, сегодня почти безграничны (только в 2004 году компания получила $4 млрд прибыли). К тому же расширение сети АЗС в регионе – приоритет для НК.

В декабре компания завершила сделку по приобретению 37 АЗС у местного оператора «Балт-Трейд», и на достигнутом «ЛУКойл» останавливаться, похоже, не собирается. В среду Вагит Алекперов встречался с губернаторами Петербурга и Ленинградской области. На встрече с губернатором Валерием Сердюковым он заявил: «Санкт-Петербург и Ленинградская область – регионы стратегического развития нашей компании, и поэтому мы будем участвовать в аукционах на строительство АЗС, которые проводит администрация города и администрация области».

Встреча Алекперова с Матвиенко состоялась вечером в Смольном «за закрытыми дверями». Несмотря на то что пресс-служба Смольного официально никак не комментировала эту встречу, из информированных источников стало известно, что речь на встрече губернатора и президента «ЛУКойла» действительно шла о предстоящих торгах по участкам под строительство автозаправок. В конце концов, «ЛУКойл» и так проявил завидное терпение – начал исправно платить налоги в местный бюджет, взялся за дорогостоящее восстановление особняка Штиглица на Английской набережной, не требуя ничего взамен ни в прошлом, ни в начале нынешнего года. Но в руководстве нефтяного гиганта вряд ли забыли об обещаниях Смольного.

Петербургские нефтетрейдеры с начала нового года предприняли максимум усилий для того, чтобы разбить заготовленный для «ЛУКойла» лот из 30 участков на отдельные лоты. «Тот, кому достанется этот лот, может лишить своих конкурентов потенциала развития на местном топливном рынке как минимум на 50 лет», — заявил глава Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин.

Сначала Нефтяной клуб направил в местный Фонд имущества открытое письмо. Реакция чиновников была сдержанной. Начальник отдела организации торгов фонда Николай Ботвин заявил: «По поводу потенциальных претензий я могу сказать, что собственник, в роли которого выступает город, вправе формировать такие условия торгов, какие ему удобны». Затем последовало письмо в местное управление ФАС с подробным анализом условий торгов. В письме расписывалось, какие именно условия торгов, выставленные Смольным, лишают возможности игроков топливного рынка бороться за наиболее привлекательные участки под строительство АЗС.

Например, в условиях торгов сказано, что компания, претендующая на главный лот из 30 участков, должна предоставить в Фонд имущества Санкт-Петербурга справки об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней и внести стопроцентный задаток в размере $10,078 млн не позднее 5 марта. При этом объем налоговых платежей, которые компания-победитель торгов обязана перечислить городу в 2005 году, должен составить 2 млрд рублей. Помимо огромной арендной платы победителю торгов придется внести на счет местного отделения Номос-банка еще 300 млн рублей, которые в случае невыполнения условий договора между победителем аукциона и петербургским Фондом имущества уйдут в городскую казну.

Разозленные «несправедливостью» со стороны Смольного, топливники настаивали на том, что все 30 участков под АЗС из топ-лота находятся в стороне от мест расположения уже построенных заправок «ЛУКойла». В то же время большинство из участков почти вплотную соседствуют с уже построенными АЗС других топливных компаний. Местное отделение ФАС также реагировало вяло.

Открытое письмо было направлено топливниками и губернатору Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой «разобраться в сложившейся ситуации с торгами». Трейдеры напомнили губернатору наиболее удачные для города аукционы, когда стартовые цены за один участок поднимались на торгах в несколько раз. Так, в августе прошлого года компания Shell купила участок у Володарского моста более чем за $1 млн (при стартовой цене $200 тыс.), а финская «Несте» приобрела участок в Сестрорецке более чем за $460 тыс. (при начальной цене 75 тыс.).

На деле Валентина Матвиенко и местная ФАС вряд ли будут вмешиваться в ситуацию с торгами: приход в Петербург «ЛУКойла» с его деньгами устраивает всех.

Последняя надежда местных топливных операторов — на Федеральную антимонопольную службу, с руководителем которой в начале марта встречался глава местного Нефтяного клуба Олег Ашихмин.

«Федеральная антимонопольная служба в курсе сложившейся в Петербурге проблемы. Нам пообещали до 10 марта принять соответствующее решение», — прокомментировал Ашихмин итог своей встречи с главой ФАС Игорем Артемьевым. Свое слово в вопросе «справедливости» торгов по участкам может сказать и еще один «московский петербуржец» — министр экономического развития и торговли Герман Греф, с которым Ашихмин тоже успел обсудить проблему предстоящих торгов. «Греф просил предоставить все документы, необходимые для анализа ситуации и принятия решения», — сообщил Ашихмин.

Но до аукциона по топ-лоту осталась всего одна неделя, и успеть что-либо изменить петербургские топливники вряд ли смогут. «ЛУКойл» стремится занять треть местного топливного рынка, питерские власти не против. А Кремль, в конце концов, заинтересован в том, чтобы родной город президента с каждым годом жил все лучше. Поэтому слушать жалобы обиженных нефтетрейдеров власти вряд ли станут, для них и так предусмотрено 26 участков под заправки. А на топливном рынке музыку заказывает тот, кто не просто платит, а платит больше всех.