Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ученые застряли перед школой

Минобразования предлагает психологам 20 млн рублей за создание концепции предшкольного образования. Теперь ученые пытаются понять, что нужно чиновникам и воможно ли это сделать.

Министерство образования и науки готово выделить 21 млн руб. специалистам-психологам за разработку концепции предшкольного образования. Введение обязательного предшкольного образования считают в министерстве одним из приоритетов реформирования системы общего образования в стране. Как уверяют чиновники, оно поможет «уравнять стартовые условия для детей из разных семей», а значит, станет эффективным средством борьбы с дальнейшей «неуспешностью в школе». Речь идет, прежде всего, о том, чтобы к школе каждый российский ребенок имел примерно равный с другими багаж первоначальных знаний, навыков и умений.

Оформить соответствующие предложения ученые должны уже к декабрю 2005 года. Если в эти сжатые сроки им удастся создать хотя бы «скелет» идеи, то, по словам директора департамента государственной политики в сфере образования Исаака Калины, «министерство берется приделать ему ноги».

Несмотря на финансовую привлекательность, поставленная чиновниками задача «создания скелета» явно застала ученых врасплох.

Как оказалось, среди них нет единства не только относительно того, как именно нужно выстраивать требуемую к декабрю схему, но многие сомневаются, нужна ли она вообще.

Даже сторонники предшкольного образования пока не очень понимают, как это можно сделать. Как подчеркнул президент Федерации психологов образования России Виталий Рубцов, сейчас есть «много моделей, но нет единого подхода» к этой проблеме. Прежде всего, у ученых нет понимания по двум ключевым вопросам: с какого возраста можно начинать предшкольное образование и на какой базе его проводить — в детском саду, в школе, в специальных центрах развития или дома. Возможно, считают психологи, следует сочетать все эти варианты, но тогда на идее единообразия подготовки будущих первоклассников надо сразу поставить крест.

Кроме того, как оказалось, ни детские сады, ни школа не в состоянии сегодня в массовом порядке проводить предшкольное обучение.

Многие школы (по словам директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук Владислава Кучмы, до двух третей) просто не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кроме того, серьезные опасения гигиенистов вызывает и состояние здоровья сегодняшних пяти-шестилеток. По данным, приведенным Кучмой, лишь 5% детей этого возраста можно отнести к абсолютно здоровым, до 70% детей имеют различные отклонения от нормы и 25% имеют хронические заболевания. До 40% детей имеют расстройство речи, до 30% — невротические и астенические реакции, до 50% — отклонения в системе кровообращения, еще 15% — нарушения со стороны органов пищеварения и до 15–17% — отклонения в физическом развитии. А ребенка с такими отклонениями, подчеркнул главный детский гигиенист страны, «нельзя втискивать в школьные парты, 20% которых, кстати, не удовлетворяют санитарно-гигиеническим требованиям». В таких условиях, считает Владислав Кучма, лучше бы организовать предшкольную подготовку детей в детских садах.

Но это, как согласились большинство специалистов, тоже невозможно, поскольку система детских садов в стране в последние годы фактически развалилась.

Исключение составляет разве что Москва, которой, по словам первого заместителя руководителя столичного департамента образования Ларисы Курнешовой, поддержание этой системы на плаву лишь в 2004 году обошлось в 9 млрд руб. Это, по данным департамента образования, дало возможность 90% детей из московских семей проходить предшкольную подготовку в детских дошкольных учреждениях. Но даже в Москве, как признала Лариса Курнешова, «резко возросла система платных образовательных услуг для дошкольного возраста».

Этот аспект проблемы перехода к всеобщему предшкольному образованию также вызвал беспокойство экспертов. Как подчеркнул директор Института развития дошкольного образования РАО Виктор Слободчиков, предшкольное образование должно быть бесплатным, а таких гарантий пока не видно. Кроме того, Виктора Слободчикова смущает и неясность тезиса об обязательности предшкольной подготовки. «Если речь идет об обязательном посещении тех или иных детских учреждений, то вся идея обернется новым крепостным правом», — считает он.

Вообще же, как подчеркнул Виктор Слободчиков «Газете.Ru», проблему школьной неуспешности введением предшкольного образования решить нельзя.

Ее причины кроются в том, что «и из детского сада, и из младшей школы ушел воспитатель, а на его место пришел технарь, который не любит детей». Вдобавок, по его мнению, между этими двумя уровнями образования «существует несостыковка», что также затрудняет для детей обучение в школе.

Эту точку зрения разделяет и старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования (РАО) Нина Гуткина. По ее мнению, «то, что сегодня называют предшколой, на самом деле неуклюжая попытка переноса в Россию западного, преимущественно американского опыта». При этом, как подчеркнула Нина Гуткина, сами США от этой методики уже отказались, поскольку последствия ее внедрения оказались для американской средней школы чуть ли не катастрофическими: «многие американские старшеклассники не могут ни читать, ни писать». Чтобы преодолеть эти негативные последствия, отметила она, «США вводят систему бесплатных детских садов», т. е. то, от чего уходят в России. Так что, как считает Нина Гуткина, предлагаемая сегодня для обсуждения проблема предшкольного образования «придумана, высосана из пальца и навязана непрофессионально подготовленными людьми». Да и сама идея «выравнивания стартовых возможностей детей некорректна», подчеркнула она «Газете.Ru».