Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Япончик вышел за «спасибо»

Суд присяжных оправдал Вячеслава Иванькова, известного также под кличкой Япончик. Обвинявшегося в двойном убийстве криминального авторитета отпустили из-под стражи прямо в зале суда. Теперь суд должен вынести окончательный приговор. Но, скорее всего, 10-летнее скитание Иванькова по тюрьмам закончено.

В понедельник суд присяжных вынес оправдательный вердикт криминальному авторитету Вячеславу Иванькову, известному также как Япончик. На заключительных слушаниях государственный обвинитель просил признать Иванькова виновным в двойном убийстве. После этого присяжные удалились в совещательную комнату, из которой вышли через час.

Согласно оглашенному ими решению, подсудимый признан невиновным единогласно.

Сразу после этого Иваньков был отпущен из-под стражи. По словам адвоката Юрия Ракитина, перед этим его подзащитный сказал присяжным заседателям: «Спасибо вам».

Во вторник подсудимый вновь явится в суд — но уже, по словам адвоката, «в галстуке, как свободный человек». 19 июля судья на основании вердикта присяжных должен вынести Иванькову оправдательный приговор.

Впрочем, прокуратура уже объявила, что не намерена смириться с таким положением вещей. Государственный обвинитель Мария Семененко сообщила, что в течение 10 дней она намерена внести в Верховный суд России кассационное представление на отмену оправдательного вердикта суда присяжных.

Как утверждало следствие, 29 февраля 1992 года в московском ресторане «Фидан» на Рязанском проспекте Иваньков расстрелял из пистолета трех граждан Турции. Двое турков – Ханан Гултихен и Хусейн Уйган – тогда скончались на месте. Еще один, Ахмед Таранчи, был госпитализирован в тяжелом состоянии. По данному делу вместе с Иваньковым должен был проходить его предполагаемый сообщник – криминальный авторитет Вячеслав Слива, который, по данным следствия, был в тот день в ресторане вместе с Япончиком. Однако Слива умер в 2000 году.

Следствие по этому делу продолжалось несколько лет. Только в 2000 году прокуратура Москвы предъявила Иванькову обвинение в убийстве по ст. 102 УК РСФСР, да и то заочно. К этому времени Япончик уже отбывал длительное наказание в тюрьме строгого режима «Алленвуд» (США, штат Пенсильвания). В 1997 году он был приговорен американским судом на 9 лет и 7 месяцев лишения свободы за организацию фиктивного брака, а также вымогательство $3,5 млн у двух российских эмигрантов – Александра Волкова и Владимира Волошина.

В июне 2004 года Генпрокуратура России направила в США запрос о выдаче Иванькова российским властям. Летом прошлого года, когда Япончик был отпущен раньше срока, власти США приняли положительное решение об экстрадиции Иванькова в Россию, и 11 июля 2004 года он был передан сотрудникам российского МВД. Иваньков был помещен в СИЗО Матросская тишина, где находился все это время, несмотря на многочисленные ходатайства адвокатов об изменении меры пресечения. Также защита указывала, что срок давности по данному преступлению истек еще в марте 2002 года и дело подлежит прекращению. В разговоре с «Газетой.Ru» защита Иванькова планировала поставить этот вопрос перед судом в случае обвинительного вердикта.

15 июля прокуратура Москвы предъявила Иванькову обвинение по ст. 105 ч. 2 УК РФ (убийство двух и более лиц), а 19 апреля 2005 года дело было передано в Мосгорсуд.

Но на суде все свидетели обвинения показали, что видят Иванькова в первый раз в жизни и что в день убийства его в ресторане «Федан» не было.

На заседаниях суда были оглашены показания двух гражданок Киргизии, которые сообщили, что в турков стрелял высокий мужчина с рыжими волосами и золотым зубом — в то время как Вячеслав Иваньков шатен небольшого роста. По словам защитника Юрия Ракитина, стрелявшим гипотетически мог быть люберецкий авторитет Евгений Балашов, но никак не Иваньков. Кроме того, адвокат сослался на показания свидетелей, которые показали, что в момент стрельбы в ресторане был некий Слава. Ракитин предположил, что Славой называли лидера бауманской ОПГ Владислава Винера (известного как Бобон и убитого в 1994 году). Правоохранительные органы первоначально заподозрили в убийстве именно его, но позже переключились на Япончика. Добиться показаний от самого Иванькова ни следствию, ни суду не удалось — он наотрез отказался что-либо говорить.

Как считают в МВД, освобождение известного «вора в законе» не повлечет каких-либо серьезных перемен в российском криминальном мире, хотя Иваньков и входит в пятерку наиболее опасных преступных авторитетов и даже получил звание главного идеолога российской преступности.

Как заявил журналистам заместитель начальника отдела ГУБОП МВД России полковник милиции Геннадий Захаров, «подразделения по борьбе с организованной преступностью готовятся к его освобождению». «Мы планируем и проводим определенные мероприятия, – сказал Захаров. – Убежден, что освобождение Япончика не повлияет на криминальную активность преступных сообществ в России».

Как считают в российской милиции, на свободе Иванькову будет тяжело.

«Как только Япончик будет освобожден из зала суда за недоказанностью, можно считать минуты до его смерти», – сказал еще собеседник «Газеты.Ru» в МВД России, когда Иваньков содержался в американской тюрьме. По словам источника в МВД, за годы, проведенные вне России, авторитет Япончика сильно пошатнулся. Многие его знакомые отказались от него — а еще большему количеству он «перешел дорогу». «Так что желающих свести с ним счеты в России больше чем достаточно», – сказал источник. Назвать конкретные фамилии «доброжелателей» Иванькова источник тогда отказался.

Что собирается делать сам Иваньков на свободе, пока не ясно. Бывший адвокат Япончика Александр Добровинский ранее заявлял, что Иваньков окончательно исправился в тюрьме, отошел от криминальных дел, увлекся чтением греческих философов и часто мечтает о совместной рыбалке со своими внуками. «Он пожилой человек (Иваньков родился в 1940 году. – «Газета.Ru»), 30 лет проведший в заключении. Сейчас ему хочется куда-нибудь в деревню, на природу, он хочет прожить оставшуюся часть своей жизни в мире», – уверяет адвокат Япончика. Нынешние же адвокаты Япончика владеют более скромной информацией о планах своего подзащитного. «Он с нами не делился», — сообщили они.