Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Бог за колючей проволокой

Вышла книга «Свитки Мертвого моря» — детективное расследование авторов, придумавших «Код да Винчи», истории «кумранских рукописей».

Слаб человек, а пути известно чьи неисповедимы. Каждому хочется быть в шоколаде и не хочется – в дерьме, но тут уж человек предполагает, а бог располагает. Вышедшей книге «Свитки Мертвого моря» не грозит судьба «Кода да Винчи», как бы того ни хотелось маркетологам издательства. Не понесут ее из магазинов тоннами, несмотря на уляпавшие обложку лозунги «Самый громкий скандал XX века», «Тайны древних цивилизаций» и даже почти умоляющее «Сакральные тайны: от Земли обетованной до Ватикана» — слишком уж часто они кричат «Волк!», чтобы им верить.

Вот если вам сказать, что книжка про кумранские рукописи, что вы сделаете? Вежливо кивнете, мол, слышал, да, и потихоньку поставите книгу обратно на полку. И сделаете ошибку, между прочим. Потому как книжка эта в сенсационности творению Дэна Брауна если и уступает, то не намного. Во-первых, напомним, что жизнь Иисуса Христа нам известна почти исключительно по Евангелиям и прочим каноническим текстам. Авторов этих книг ну никак не назовешь незаинтересованными лицами. А вот сторонних свидетельств про жизнь Иудеи тех времен, когда по этим землям ходил сын Марии, вроде сочинений Плиния Старшего или Иосифа Флавия, почти и не осталось.

В свете этого можете себе представить, какой сенсацией стала в середине XX века находка так называемых «кумранских свитков» — огромного количества записей, сделанных современниками Иисуса.

Детективную, без всяких преувеличений, историю, развернувшуюся после этой находки, авторы рассказывают смачно и со вкусом, благо материал благоволит. Свитки нашли в 1947 году, буквально накануне образования государства Израиль и последовавшей за этим войны, поэтому приключений у первооткрывателей хватало. Всё там было – и встречи на КПП для определения подлинности, причем рукопись эксперты рассматривали через колючую проволоку, разделяющую арабский и еврейский сектора Иерусалима, и тайные рейды на территорию противника, и шнырявшие по воюющей стране агенты ОСС, недавно переименованной в ЦРУ, и знаменитая встреча в библиотеке, участники которой вынуждены были выдавать себя за преподавателей. В итоге коллекция рукописей распалась – часть оказалась у израильских специалистов, но большинство – у интернациональной группы ученых, работавших в Рокфеллеровском музее на территории Иордании. Аэриэль Шарон вспоминал, как он, тогда еще не премьер-министр, а лихой спецназовец, вместе с Моше Даяном разрабатывал план подземного рейда с целью захвата Рокфеллеровского музея.

Но это – еще не сказка, а только присказка. Основная интрига начинается именно тогда, когда всё успокоилось и обе группы приступили к изучению реликвий. По мнению авторов, начались странные вещи — деятельность интернациональной группы во главе с отцом Роланом де Во становилась все более и более закрытой, переводы появлялись все с большими и большими интервалами. Информация, хранящаяся в этих свитках, до сих пор не опубликована полностью, несмотря на то, что группа работает уже более полувека. В чем же дело? По мнению авторов – в том, что большинство ученых в ней были даже не просто католиками, а католическими священниками. Немногочисленные исключения так или иначе были отстранены от работы с текстами, часто – после громких скандалов.

Какие же открывшиеся тайны так напугали Ватикан?

Насторожились? Недавно читанный «Код да Винчи» в памяти мелькнул? Ничего удивительного. Авторы «Свитков Мертвого моря», Майкл Бейджент и Ричард Ли, могут с полным правом называть себя если и не отцами мирового бестселлера, то уже дедушками точно. Успех романа Дэна Брауна в очередной раз подтвердил истину, что новое – это забытое старое. По сути, Браун просто переписал в форме детектива бестселлер Бейджента и Ли «Святая кровь и Святой Грааль», увидевший свет четверть века назад, в 1980 году. Все «кощунства» Брауна там наличествуют – и брак Христа и Магдалины, и «кровь Христа» Грааль, символизирующий их детей, и их потомки, живущие и в наши дни, и происхождение королевской династии Меровингов, и тайное общество, именуемое «Приоратом Сиона», которое и хранит эти сведения в глубокой тайне, и даже Ньютон с да Винчи как хранители древних секретов. Эту тему Майкл Бейджент и Ричард Ли разрабатывают не в первой книге, а «Свитки Мертвого моря» — лишь одна из них. К примеру, знаменитые «Протоколы Сионских мудрецов», по их версии, лишь намеренно искаженная копия оригинального текста, который не имел отношения ни к иудаизму, ни к еврейскому заговору и принадлежал тайному обществу, в название которого входило слово «Сион».

Святая простота Дэна Брауна в пользовании чужим креативом вызвала в миру бурю возмущения, а сами Бейджент и Ли, как сообщила «Дейли телеграф», подали на издателей «Кода да Винчи» в суд.

Думается, больше всего их возмутило то, что Браун не только чужие находки упер, но еще с порога ручкой приветливо помахал. Помните:

– Как видите, дорогая моя, – сказал сэр Тибинг и захромал к книжным полкам, – Леонардо был не единственным, кто пытался рассказать миру правду о Граале. Знатное происхождение Христа исследовалось самым тщательным образом десятками историков.

Софи прочла название:

«Святая кровь, священный Грааль». Всемирно признанный бестселлер.

Софи с недоумением подняла глаза:

– Всемирно признанный бестселлер? Странно, но я никогда о нем не слышала.

– Вы были слишком молоды, дитя мое. В восьмидесятые годы эта книга произвела настоящий фурор.

Впрочем, все это не удивительно. Да, книги Бейджента и Ли и впрямь были мировыми бестселлерами и принесли авторам огромные деньги – благо писать авторы умеют и интригу держат мастерски. Да, Браун подождал, пока вырастет новое поколение и собрал «второй урожай». Немного удивляет другое – мы-то и «Код да Винчи», и «Святую кровь и Святой Грааль» (в русском переводе «Священная загадка») прочли чуть ли не одновременно. Почему же на Брауне люди состояние сделали, а «Свитки Мертвого моря» выходят тиражом 5 тыс. экземпляров?

А что тут скажешь, кроме того, с чего начали? Человек предполагает, а бог располагает, и пусть каждому довлеет днесь злоба его. Утешимся этим.

Майкл Бейджент, Ричард Ли, «Свитки Мертвого моря», ЭКСМО, 2005