Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

О чем должен думать умный телефон

,
Современные трубки по своим техническим показателям едва ли не обогнали популярные когда-то первые «пентиумы», взорвавшие рынок компьютеров. Однако весь их ум пока никак не используется для того, чтобы наша коммуникация друг с другом и окружающим миром вышла на новый уровень.

Мне довелось посетить немало презентаций о будущем мобильных сервисов - как компаний, выпускающих мобильные трубки, так и тех, кто производит «железо» для сотовых сетей и операторов. И всякий раз меня посещала одна и та же странная мысль: мне очень нравится нарисованное футурологами будущее, но я не вижу, чтобы отрасль за последние годы сделала хотя бы несколько шагов ему навстречу. А если и делает, то это скорее не шаги навстречу, а топтание на месте.

Почему мне кажется, что отрасль топчется на месте? Во-первых, все последние годы она уверенно наращивает мощности сетей и трубок: одно поколение сетей сменяет другое, телефоны несут на борту все больше «мегагерц» и «гигабайт», но ключевая, фундаментальная, основополагающая функция мобильных трубок – разговор, коммуникация – практически не меняется.

Год за годом индустрия пытается изобрести и внедрить все новые «киллер»-услуги, но всякий раз получается лишь очередной сферический конь в вакууме, потому что сервисы эти адресованы воображаемой группе технологических гиков, никак не связаны с нашими потребностями общаться и, зачастую, до безобразия неудобны.

В рассуждениях одного евангелиста мобильной индустрии я как-то встретил прелюбопытнейшее сравнение авто- и мобильного рынков. Где-то под сотню лет назад, когда автомобили только стали завоевывать свое место под солнцем, на одном из конгрессов футурологов обсуждался вопрос, какая проблема станет наиболее актуальной для городов будущего. Вывоз навоза, решили виднейшие футурологи планеты. Почему? А в связи с бурным развитием конного транспорта. В автотранспорт тогда верили немногие.

Но вот прошло всего несколько десятков лет – и автомобиль стал неотъемлемой частью человеческой жизни, особенно в США.

Американские автоконцерны превратились в подлинных гигантов экономики, с миллиардными оборотами, огромным штатом сотрудников и первоклассной бюрократией. Куда им нужно было двигаться тогда, когда уже казалось, что американский автомобиль близок к титулу «машины мечты»?

Американцам всегда нравились мощные, большие автомобили, неслучайно и по сей день для многих из них «джип» - это синоним настоящего автомобиля, а «хаммер» – едва ли не лучший в этом семействе громил. Многие из топов автоиндустрии и по сей день живут с подобными убеждениями, отправляя на конвейеры танки с кожаными сиденьями, жрущие бензин со скоростью космических шаттлов. Но время расставило все по своим местам.

Оказалось, что потребности миллионов людей точнее всего уловили японцы, которые сконцентрировались не на мощности двигателей, помпезности дизайна или выделке кожи для сидений. Они прочно взялись за юзабилити – удобство для пользователя, за движение, за вождение – ключевые функции всякого автомобиля, куда можно отнести и внутренний комфорт, и неприхотливость в обслуживании, и дешевизну ремонта, и экономичность двигателя, и, безусловно, безопасность движения. В результате, вождение автомобиля превратилось из лихого удовольствия для настоящих ковбоев в ультракомфортное развлечение, да-да – в том числе и для блондинок. Сегодняшний автомобиль вслух подсказывает как лучше парковаться, подсказывает дорогу «куда прикажете», неплохо играет музыку и показывает ТВ, сам разогревает двигатель, пока вы жарите на кухне яичницу, автоматически подруливает и подкручивает колеса в нужном направлении, чтобы спасти вас от заносов, и делает еще тысячу приятных незаметных вещей, облегчающих жизнь.

Мобильная индустрия, если сравнить ее с автоиндустрией, сегодня где-то на развилке пятидесятых годов прошлого века. Да, она доказала свою состоятельность, телефон прочно вошел в нашу жизнь и стал важнее даже ключей от дома. Причем, многие считают его верхом технической и дизайнерской мысли.

Но если оглянуться – много ли за последние годы прибавилось в нем полезных «фич», которые сделали бы наше общение по телефону ярче?

В отрасли прочно закрепился термин «смартфон», то есть «умный телефон», но чем, в принципе, умный телефон отличается от обычного, неумного? Большим экраном, хорошим объемом памяти, процессором? Все это предпосылки к тому, чтобы он был способен на нечто большее, нежели обычный телефон, но эти возможности до сих пор практически никак не используются. Телефон благодаря GPS знает наше нахождение и даже умеет показывать его на карте. И что? Стало ли легче ли от этого нам общаться? Телефон умеет делать снимки окружающей нас реальности. И что? Телефон научился неплохо играть музыку. И что? Телефон научился постоянно быть в интернете и даже показывать из него сайты на ярком большом экране. И что?

По большей части, это дополнения «от лукавого», а не расширения пространства нашей коммуникации. Поэтому едва ли не все эти услуги так или иначе пробуксовывают – абоненты увлеченно пробуют их неделю-другую, местами даже платят за них, но в конечном счете все равно про них забывают.

Первейший вызов, который стоит сейчас перед мобильной индустрией, — это найти способ и таким образом объединить супер-возможности мобильных гаджетов, чтобы обогатить основную функцию телефона – коммуникацию. Как сделали в свое время японцы с вождением и автомобилем. Причем, коммуникацию уже не только с людьми – с окружающим миром.

Так, например, зная наше местоположение, телефон мог бы научиться принимать решения в зависимости от обстановки: в театре отклонять любые звонки, активировав тихий режим. В кафе, где громко ревет музыка и все кричат, повышать звук сигнала на максимум. Ночью и дома, до звонка будильника, все звонки переводить на автоответчик...

Другой пример. Десятки моделей телефонов несут на борту сразу несколько технологий связи, но телефон до сих пор не умеет перенаправлять наши звонки так, чтобы минимизировать наши расходы на связь. И так далее.

Идеологи и футурологи отрасли видят развитие мобильных услуг сегодня через призму термина «дополненная реальность». Для того чтобы реализовать идею «дополненной реальности», у телефона, наконец, есть все необходимые составляющие. Во-первых, он благодаря GPS и LBS знает в любое время, где мы находимся. Во-вторых, он почти всегда сейчас оборудован камерой, так что телефон может не только знать, где мы, но и куда мы смотрим. В-третьих, у него уже достаточно большой экран, чтобы показывать на нем яркую, точную и насыщенную информацией картинку. И наконец, у него есть постоянный доступ в интернет, благодаря чему он может отправлять и получать в больших объемах данные в мировую сеть.

Как может выглядеть коммуникация с окружающим миром, с учетом «дополненной реальности»? Телефон должен дополнять окружающий нас мир данными из сети и помогать нам общаться с друзьями и миром.

Вот простой пример. Утро. Пока мы готовим завтрак, телефон уже активирует разогрев двигателя в машине под окном. Он знает, что через 30 минут после звонка будильника мы выезжаем на работу. Пока варится кофе, телефон выводит на экран телевизора обзор утренней прессы. Полдень. Мы выходим из офиса на обед. На улице, доставая телефон и глядя на его экран, как в зрачок подзорный трубы, мы уже видим, в каком направлении идти, чтобы найти харчевню с добротным бизнес-ланчем, где есть свободные места. Или именно сегодня объявлены привлекательные скидки на наше любимое блюдо. Если надо, телефон может подробно показать меню выбранного ресторана, — достаточно навести на него камеру. Просто он знает, что сейчас время обеда, поэтому работает в этом режиме.

После обеда возвращаемся в офис. Переступаем порог зала совещаний – и телефон автоматически отсылает на звонок супруги смс: дорогая, я на совещании, перезвоню позже.

За 15 минут до конца рабочего дня он показывает, кто из моих «френдов» и в каком заведении проводит время, в какой пробке застряла сейчас жена, над какой задачкой ломает голову сын, который учит дома уроки.

Таких «умных» сценариев можно придумать тысячи, но самое главное здесь — то, что все это проблемы не «железа» («железо»-то все это уже может делать), а софта. А значит, основной вызов перед отраслью – это задачки для программистов, которым необходимо научить современные «умные» трубки думать по-настоящему.

Новости и материалы
S&P снизило рейтинг Израиля на фоне обострения отношений с Ираном
Военный раскрыл, как ветер помогает ВСУ атаковать российские города
В Крыму назвали фашистским жестом поставки Киеву систем Patriot
Педагог дала советы, как интегрировать изучение языка в повседневную жизнь
Спецслужбы Киева охотятся на жителей Харьковской области за связь с РФ
В Германии возобновили расследование вокруг пропажи собственника OBI
Постпред Палестины высказался после вето США на резолюцию в СБ ООН
В России выросло количество осужденных за коррупцию
Россияне рассказали о планах на майские праздники
Арабские делегации покинули зал СБ ООН во время выступления постпреда Израиля
Полянский раскритиковал вето США на вступление Палестины в ООН
Премьер Украины назвал сроки поставок оружия Киеву в случае одобрения в США
Ученые раскрыли космическую тайну дюнных полей Титана
Боец ВСУ сбежал в российский плен из-за лудомании
В РФ авиабилеты в экономклассе подорожали на четверть
Россияне стали более разборчивы в выборе работодателей
У ВСУ появились БПЛА, способные долететь до Сибири
Ученые обнаружили, что канцерогены из ткани и пластика всасываются в кровь через кожу
Все новости