Интернет в 2010 году: не дешевле, но быстрее

,
Фиксированный широкополосный доступ в интернет (ШПД) для многих регионов России по-прежнему остается дорогой и недоступной услугой. О том, как будет развиваться рынок ШПД и станет ли доступ в сеть дешевле, «Газете.Ru» рассказали эксперты и представители интернет-провайдеров.

Будут ли снижаться цены на фиксированный ШПД в 2010 году в России?


Аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова:

«Резкое и существенное снижение цен кажется маловероятным. Конечно, на рынке растет конкуренция, в частности, наряду с фиксированными операторами свои услуги активно продвигают мобильные игроки (3G, WiMAX), однако, по сути, конкурентная среда все еще далека от насыщения, особенно в магистральном сегменте, который непосредственно влияет на ценообразование независимых игроков. В итоге основную роль, скорее всего, будет играть политика государства, в частности, давление на цены со стороны ФАС, а также возможное снижение цен со стороны МРК (межрегиональных компаний), которые занимают ведущие позиции на региональных рынках. Как результат в регионах тарифы на фиксированный доступ могут сократиться на 5–10%, хотя даже после этого они в среднем в несколько раз будут превышать московские».

Аналитик iKS-Consulting Елена Крылова:

«Если речь идет о Москве и Санкт-Петербурге, то стоимость тарифов фиксированного ШПД в 2010 году там снижаться не будет. Скорее всего, операторы ШПД будут предлагать своим абонентам большие скорости на прежних тарифных планах. Что касается менее развитых в IT-области регионов, то там с приходом новых операторов ШПД цены на интернет вполне могут снизиться».

Руководитель группы исследователей-аналитиков «Джейсон энд Партнерс Консалтинг» Кирилл Локтев:

«Фиксированный (проводной) широкополосный доступ в интернет и в 2009 году оставался драйвером российского телекоммуникационного рынка. По оценкам J'son & Partners Consulting, в первом полугодии 2009 года затраты домашних пользователей широкополосного доступа в среднем по России составили 300 руб./мес. Дальнейшее снижение тарифов на широкополосный доступ провайдерами в регионах приведет к постепенному падению средней выручки на одного пользователя (ARPU) на 3–7% в год – до 250 руб./мес. к 2013 году».

Пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская:

«Очевидно, что с развитием любой массовой услуги ее цена для конечного пользователя постепенно снижается. Точно так же и широкополосный доступ в интернет: в 2010 году продолжится не только снижение тарифов (замедлившееся, впрочем, из-за кризиса), но и увеличение скоростей доступа (за ту же стоимость). Однако уровень тарифов напрямую связан с конкурентной ситуацией на рынке: только благодаря высокой конкуренции пользователи получают все более оптимальные по цене и другим условиям сервисы. Чем выше конкуренция, тем ниже цены. На стоимость услуги ШПД в регионах также напрямую влияет цена передачи трафика по магистралям, которая «закладывается» в тарифы. Сейчас многие операторы, в том числе «Комстар-ОТС», работают над созданием собственных магистральных сетей связи. Мы также рассчитываем активно развивать это направление в рамках интеграции с МТС.

Что касается Москвы, то здесь ситуация по тарифам на ШПД отличается от региональной: ценовые войны уже прошли, и хотя иногда провайдеры объявляют о разных акциях по снижению цены, все же тарифы продолжают оставаться примерно на одном и том же уровне. И операторы больше внимания уделяют не столько ценовой политике, сколько развитию дополнительных сервисов, чтобы привлечь и удержать абонента».

Пресс-секретарь ОАО «Вымпелком» Ксения Корнеева:

«Мы не планируем изменять цены в ближайшее время, но будем увеличивать скорости доступа в интернет для пользователей».

Управляющий директор ЗАО «АКАДО-Столица» Денис Лобанов:

«Стоит отметить, что снижение стоимости тарифных планов на фиксированный ШПД в московском регионе все последние годы замедлялось и в 2010 году дальнейшего снижения уже не предвидится. Теперь тенденция будет другой – пользователи будут получать за те же деньги все более быстрый интернет. Если говорить о России в целом, то проникновение фиксированного ШПД в регионах отстает от Москвы на 2–3 года и ситуация там будет в целом повторять московскую с задержкой на несколько лет. Так что там снижение цен на ШПД вполне возможно. Не секрет, что сейчас многие крупные игроки на рынке фиксированного ШПД устремились в регионы, поэтому конкуренция, в том числе и ценовая, там обострится».

Какие дополнительные услуги могут предложить операторы ШПД своим абонентам в 2010 году и что можно сказать о стоимости таких услуг?


Аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова:

«Каких-то принципиально новых услуг мы увидеть не ожидаем. Сейчас практически все игроки стремятся расширить ассортимент оказываемых услуг за счет телефонии, IPTV и т. д. Кроме того, в качестве дополнительного источника увеличения ARPU операторы рассматривают продажу различного софта, в том числе по модели SaaS (программное обеспечение как услуга). Цены здесь колеблются в широком диапазоне в зависимости от региона, конкуренция, как правило, достаточно высока либо небольшое предложение компенсируется невысоким спросом. В итоге скорее общий тренд также будет понижательным, но средний потенциал сокращения мы оцениваем как не превышающий 5–15%».

Аналитик iKS-Consulting Елена Крылова:

«В городах с развитой IT-инфраструктурой конкуренция между различными операторами ШПД может переместиться из ценовой в область предоставления различных дополнительных сервисов и ресурсов. Это могут быть медиаконтент, игровые ресурсы или что-то еще».

Руководитель группы исследователей-аналитиков «Джейсон энд Партнерс Консалтинг» Кирилл Локтев:

«В 2010 году основной дополнительной платной услугой останется телевидение. На примере одного из ведущих интернет-провайдеров в России («Комстар-ОТС») можно сказать, что телевидение в качестве дополнительной услуги увеличивает ежемесячную абонентскую плату в среднем на 18%. В дополнение к платному ТВ существуют услуги пакетирования каналов по тематическому принципу, видео по запросу и возможность подключения к одной «точке» нескольких телевизоров («Билайн», услуга «Мультирум», 4 телевизора). Наблюдаются достаточно заметные различия в стоимости базового пакета платного ТВ между Москвой и регионами – фактически в среднем цена различается в 2 раза, что связано, прежде всего, с разницей в платежеспособности населения, качеством оборудования и качеством предоставляемого контента. К дополнительным новым платным услугам можно отнести продажу или аренду дополнительного оборудования через собственные интернет-магазины. В последнее время актуальным остается предоставление абонентам различного контента, как программного, так и развлекательного характера (музыка, видео, развлечения и т. д.), реализуемого через интернет-магазины».

Пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская:

«Мы считаем, что оператор должен развивать услуги triple play – то есть доступа в интернет, телефонии и телевидения. Это интересно и для абонента, который получает сразу три услуги от одного оператора, причем по более низкой (если это пакетное предложение) цене, и для компании связи, которая имеет возможность предоставить сразу три сервиса. «Комстар-ОТС» стремится к тому, чтобы во всех регионах присутствия реализовать возможность оказания triple play».

Пресс-секретарь ОАО «Вымпелком» Ксения Корнеева:

«Мы планируем уделять особое внимание развитию IPTV и готовим для пользователей специальные ценовые предложения. Цены на имеющиеся пакеты в ближайшее время не претерпят изменений».

Управляющий директор ЗАО «АКАДО-Столица» Денис Лобанов:

«Важно определить, что называть дополнительными услугами. Цифровое кабельное телевидение, например, это не дополнительная, а отдельная услуга, к ШПД отношения не имеющая. Большинство нынешних так называемых дополнительных услуг и ресурсов – это доступ к нелицензионному контенту, локальные файлообменные сети и т. д. Разумеется, такие ресурсы могут привлечь некоторых пользователей, но значение таких ресурсов по мере активизации борьбы с пиратством в России будет уменьшаться, и они постепенно отомрут. Если говорить о дальнейшей конкуренции между операторами ШПД, то она будет смещаться из ценовой в область качества самой услуги и сервиса. Это стабильность и скорость интернет-канала, работа службы поддержки абонентов и т. д.».