Правительство статистике не верит

В Белом доме задумались передать Росстат обратно в Минэкономразвития

Петр Нетреба
Вид на Дом правительства Российской Федерации с набережной Тараса Шевченко в Москве Максим Блинов/РИА «Новости»
В правительстве недовольны качеством статистической информации и готовы обсуждать не только вопросы совершенствования официальной статистической методологии, но и переподчинение Росстата, рассказали «Газете.Ru» источники в правительстве.

«Разговор о переходе ведомства обратно в Минэкономразвития ведется», — знает высокопоставленный правительственный источник. Два других источника в правительстве рассказали, что вопрос переподчинения Росстата будет обсуждаться в ближайшие недели у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Сейчас Росстат подчиняется Белому дому напрямую. Это произошло в 2012 году, когда только что переизбранный в третий раз на президентский пост Владимир Путин утвердил новую структуру правительства Дмитрия Медведева.

С начала этого года поводом для недовольства Росстатом послужила неоднозначная информация, которая поступала в Белый дом и ведомства с конца 2016 года и в начале 2017-го.

Весь прошлый год при подготовке федерального бюджета Минэкономразвития и Минфин провели в острой дискуссии о темпах экономического роста на 2017 год. Данные Росстата берутся за основу при расчете прогноза, базовый вариант которого ежегодно становится основой для бюджетных расчетов. Минэкономразвития настаивало на 0,2% роста ВВП при цене нефти $40 за баррель при целях по инфляции в 4%. Выигравшее предположение Минфина составило 0,6% роста экономики, и оно послужило основанием для федерального бюджета.

Неравномерность поступления сведений от Росстата приводит к неточным квартальным данным, исходя из которых в течение всего года Минэкономразвития постоянно приходится корректировать сценарные условия. Часть информации Росстат получает и может использовать в расчетах только по итогам года. В течение года он собирает уточнения от крупных и средних предприятий, и реальная картина видна только в конце года. Напротив, квартальные данные статистики, которыми пользуется правительство, достоверными считаться уже не могут.

Сценарные условия, первый драфт которых МЭР готовит в марте и корректирует вплоть до утверждения правительством в сентябре окончательной версии макропрогноза, прежде всего построены на квартальных данных. Прошлогодние расчеты Минэкономразвития и Росстата в конце года разошлись. По итогам 2016 года экономический спад, на котором настаивал Минэкономразвития, по данным Росстата, оказался не столь сильным. В декабре 2016 года статистическое ведомство досчитало данные и сообщило, что ВВП снизился в прошлом году на 0,2%. Минэкономразвития давало оценку минус 0,6%.

В 2017 году ситуация со статданными осложнилась после официального перехода Росстата на новые классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и видов продукции в их разрезе (ОКПД2). Теперь индекс промпроизводства рассчитывается по четырем видам деятельности. До этого в расчетах использовалось только три вида.

Из-за проблем, связанных с обновлением классификатора, статданные за январь и февраль стали поступать в правительство с опозданием на несколько дней. Новая методика потребовала от Росстата «проведения дополнительной работы с респондентами по идентификации осуществляемых ими видов экономической деятельности и производимой промышленной продукции применительно к новым классификаторам. Эта работа, начатая в январе, продолжается и в марте текущего года при сборе данных за февраль», сообщил на этой неделе Росстат.

Во вторник проблему признал и министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, «опубликованная Росстатом статистика за февраль является нерепрезентативной и по фундаментальным, и по техническим причинам».

По мнению Орешкина, «с технической точки зрения оказался крайне неудачным проект перехода Росстата на новую методологию: в начале года возникли частые переносы сроков публикации, текущие оценки не всегда базируются на реальных отчетных данных».

Все это означает, что публикуемые данные за январь и февраль текущего года могут быть в дальнейшем значительно пересмотрены.

Кроме того, новая методика прервала статистический ряд в прошлое — данные за 2014 год и ранее еще не пересчитаны. Использовать же данные динамических рядов из прошлой методики для составления новых прогнозов без такого перерасчета возможно. Причем МЭР для достоверности расчетов настаивает на пересчете данных до 2011-го, а лучше — до 2007 года. Росстат только в марте собирается приступить к пересчету данных за прошлую трехлетку.

Для Белого дома статистическая неразбериха обернулась проблемой не только для старта кампании по подготовке федерального бюджета на 2018 год. Бюджетная кампания стартует обычно в марте, с обсуждения первых сценарных условий Минэкономразвития.

На их основе определяются первые возможности правительства выдержать заявленный уровень социальных и инвестиционных расходов.

В этом году у прогноза есть еще и политическая составляющая: экономический рост в этом году не может оказаться хуже заявленных министром экономического развития Максимом Орешкиным 2%. Следующий, предвыборный, год в правительстве должен оказаться еще лучше.