Дальний Восток: Пушистый научит летать

Дальний Восток претендует на хабы

Екатерина Каткова
Юрий Смитюк/ТАСС
Правительство намерено активно развивать аэропорты Дальнего Востока, в том числе привлекая иностранных инвесторов, как это происходит в Хабаровске. Минвостокразвития считает, что в регионе есть как минимум пять площадок для создания узловых аэропортов международного уровня. Эксперты скептически относятся к идее создания международных хабов на Дальнем Востоке: в силу географического положения и небольшой численности населения экономическая целесообразность таких проектов под вопросом

В пушистый путь

В рамках прошедшего на этой неделе Восточного экономического форума было заключено несколько соглашений, направленных на развитие аэропортовой инфраструктуры в дальневосточном регионе.

Главный аэропорт Южной Кореи Инчхон заключил соглашение с правительством Сахалинской области о развитии на острове аэропортового хозяйства и создании учебного центра для пилотов на базе аэродрома Пушистый в Корсаковском районе. Соглашение о строительстве нового пассажирского терминала внутренних авиалиний в аэропорту Хабаровска заключили «Хабаровский аэропорт», Внешэкономбанк (ВЭБ) и Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ). ВЭБ и ФРДВ готовы вложить в создание терминала площадью 26 тыс. кв. м. 3,5 млрд рублей из 4,4 млрд руб.
 
Накануне на ВЭФ также было подписано соглашение о строительстве аэровокзального комплекса в главном аэропорту Камчатки. АО «Аэропорты Регионов» (входит в группу «Ренова») победило в конкурсе на покупку контрольного пакета международного аэропорта «Петропавловск- Камчатский (Елизово)» и готово вложить более 7 млрд рублей в его развитие.
 
Согласно прогнозу, заложенному в госпрограмме «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», к 2020 году транспортная подвижность населения на Дальнем Востоке возрастет в 1,5 раза к уровню 2012 года.

Ранее президент России Владимир Путин поручил до января 2018 года уточнить в данной госпрограмме специальный «дальневосточный раздел», в который, в частности, войдут  мероприятия  по реконструкции дальневосточных аэропортов.
 
Общий объем финансирования, предусмотренный программой, на территории ДФО на 2017 - 2020 гг. составляет 542,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 215,6 млрд рублей.

21 июля проект «дальневосточного раздела» направлен в Минтранс, уточнили «Газете.Ru» в Министерстве по развитию Дальнего Востока. В данный раздел включены предложения о реконструкции 37 аэропортов и аэродромов в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах и в 7 административных центрах субъектов РФ.
 

План «перехват»

В мае премьер Дмитрий Медведев также предложил организовать в Приморском крае экспортно-импортный хаб, который будет специализироваться на сельхозпродукции. У региона общая граница с КНР, рядом расположены Южная Корея и Япония.
 
«Для развития логистической инфраструктуры предлагается организовать в Приморском крае экспортно-импортный хаб, который будет специализироваться на сельхозпродукции, который был бы также снабжён перерабатывающими мощностями», – заявил Медведев 30 мая в ходе заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. 

«Мы надеемся, что сможем создать уникальный хаб. Мы сможем перехватить многие потоки на себя. Мы сможем доминировать на азиатском рынке, а значит, не только перерабатывать свою продукцию, но и у наших соседей перекупать сырье», - заявил в среду министр сельского хозяйства Александр Ткачев в интервью ТАСС. По его словам, данным проектом интересуются инвесторы из Южной Кореи.

В Минвостокразвития «Газете.Ru» сообщили, что данный вопрос находится на стадии проработки.
 

Воздушный город в Хабаровске

В настоящее время ведется реконструкция Международного аэропорта-хаба «Хабаровск» (Новый).

Пассажиропоток аэропорта в прошлом году превысил 1 млн 869 тыс. пассажиров. На международных авиалиниях в 2016 году аэропорт Хабаровск обслужил 266,5 тыс. пассажиров.

Реконструкция аэродромного комплекса ведется в рамках ФЦП за счет бюджетных средств в объеме 8,2 млрд рублей. Как уточнили в ООО «Управляющая компания КОМАКС» (осуществляет управление ОАО «Хабаровский аэропорт»), в рамках проекта будет проведена модернизация взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием №1 (ИВПП-1), реконструкция перрона и площадки обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, строительство очистных сооружений, двух новых аварийно-спасательных станций, объектов радиотехнического и метеорологического обеспечения полетов и т.д. Завершить эту работу планируется в 2019 году.

Осенью этого года начнется строительство нового аэровокзального комплекса - терминала внутренних воздушных линий. Проект будет реализован за счет порядка 4,5 млрд рублей частных инвестиций, в том числе иностранных.

Глава Минтранса Максим Соколов в среду на заседании Госсовета рассказал о
 
заинтересованности в проекте со стороны консорциума крупных японских компаний. Как уточнили «Газете.Ru» в «КОМАКСе», в него входят торговая компания Sojits Corporation (организует финансирование с японской стороны), крупнейший японский аэропортовый оператор Japan Airport Terminal, инвестфонд Министерства земли, инфраструктруы и транспорта Японии - JOIN.
 
Сейчас согласовываются коммерческие условия сделки и готовятся юридически обязывающие документы по вхождению японского консорциума в проект.
 
Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на июль 2019 года. С третьего квартала 2017 года начнется реконструкция международного терминала аэропорта.

В то же время на прилегающей к аэропорту территории запланировано строительство гостинично-делового и выставочного комплексов в рамках концепции AirCity. В будущем здесь также планируется создать торгово-развлекательный комплекс и бизнес-парк.

Пока подготовлена проектно-сметная документация гостинично-делового комплекса на 200 номеров категории 3*, проект прошел госэкспертизу. Объем инвестиций оценивается в 2 млрд рублей. Ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.
 

Владивосток облетает Хабаровск

В принципе, на Дальнем Востоке есть сразу несколько площадок, на базе которых можно создать еще один хаб по примеру Хабаровска.
 
«Данный вопрос находится в стадии обсуждения, 

рассматриваются Кневичи (Владивосток), Южно-Сахалинск, Игнатьево (Благовещенск), Якутск, Елизово (Петропавловск-Камчатский)», - отмечают в Минвостокразвития.

«Нельзя выделить какой-то из этих аэропортов, каждый из них уже является хабом на региональных маршрутах, в перспективе при развитии туристического кластера и увеличении транспортной подвижности жителей Дальнего Востока хабом могут стать все перечисленные аэропорты, нам нужно создать для этого все условия», - уверены в Минвостокразвития. 

Так, к примеру, международный аэропорт Владивосток за 2016 год обслужил 1 млн 850 тыс. пассажиров. В этом году в АО «Международный аэропорт Владивостока» ожидают свыше 2 млн пассажиров.

Маршрутная сеть аэропорта насчитывает 45 направлений, полеты по которым совершают 18 российских и зарубежных авиакомпаний, а наиболее перспективным направлением является развитие маршрутной сети в страны Восточной Азии, уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе аэропорта.

В аэропорте Петропавловск-Камчатский (Елизово) за первые полгода 2017 года было обслужено более 263 тыс. человек, что на 6,7% больше, чем в прошлом году. Наиболее динамично в главном аэропорту Камчатки росло число пассажиров международных авиалиний – почти в два раза по сравнению с прошлым годом.
 
В ближайшие годы здесь планируется построить новый терминал, рассчитанный на обслуживание до 1 млн человек в год. Инвестором проекта станет холдинг «Аэропорты Регионов» (входит в группу компаний «Ренова»).

В развитие Елизово холдинг планирует вложить 7,8 млрд рублей. Помимо нового терминала вблизи аэропорта планируется построить гостиничный комплекс площадью 8,7 тыс. кв. м. на 120 номеров и торгово-офисную зону площадью 4,7 тыс. кв. м. 

На долю аэропорта «Якутск» приходится более 80% всего пассажиропотока на воздушном транспорте Якутии.

В 2016 году аэропорт обслужил 872,5 тыс. пассажиров, при этом на 18% увеличив пассажиропоток по международным направлениям.  

В Якутске более 10 лет ведется реконструкция аэродромного поля. В 2019 году начнутся работы по реконструкции искусственной взлётно-посадочной полосы с её технологическим удлинением.

Пассажиропоток южно-сахалинского аэропорта в прошлом году вырос на 10,5%. Услугами эропорта в общей сложности воспользовались почти 940 тысяч пассажиров. Здесь активно растет число перелетов в направлении Москвы, Владивостока, Хабаровска, из международных лидирует Сеул.

Отложенный Благовещенск


 
Пассажиропоток аэропорта Благовещенска (Игнатьево) в 2016 году составил более 323 тыс. пассажиров. За первые семь месяцев этого года рост пассажиропотока составил 33,9%, уточнили в пресс-службе министерства транспорта и строительства Амурской области.
 
Реконструкцию Игнатьево, включающую в себя строительство второй взлетно-посадочной полосы, планировалось начать в 2016 году, однако из-за Чемпионата мира по футболу-2018, ее отложили.
 
<4>Представитель ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» уточнил, что в профильной ФЦП финансирование реконструкции запланировано с 2019 года. В настоящее время министерство транспорта и строительства области совместно с региональным Правительством прорабатывает вопрос переноса срока начала реализации проекта на 2018 год.
 
Планируется, что после реконструкции аэропортового комплекса «Игнатьево» суммарный пассажиропоток аэропорта на внутренних и международных авиалиниях увеличится в 3,5 раза до 800 тыс. пассажиров в год.
 
Реконструкцию искусственной взлетно-посадочной полосы в аэропорту Игнатьево планируется осуществить в рамках ФЦП в 2019-2021 годы. Соответствующее предложение подготовлено Росавиацией, подтвердили в Минвостокразвития.
 
«Мы настаиваем на необходимости начала реконструкции с 2018 года, данный вопрос пока не решен окончательно», - уточнили в ведомстве.
 

Из Пекина в Кневичи и Токио

Однако эксперты не столь оптимистичны как чиновники. Развивать аэропорты и создавать комфортные для пассажиров условия, безусловно, нужно по всему региону, ведь современный аэровокзальный комплекс есть только во Владивостоке, рассуждает исполнительный директор отраслевого агентстсва «АвиаПорт» Олег Пантелеев

Но полноценный хаб, если он вообще появится на Дальнем Востоке, будет только один, уверен эксперт. «Хаб - это, прежде всего, хабообразующая авиакомпания.

Закопать деньги в стекло и бетон можно в любом регионе.

Вопрос в том, где аэропорт лучше расположен с точки зрения географии, где в силу численности и уровня доходов населения больше потенциал развития перевозок... Именно там и будет развивать свою маршрутную сеть авиаперевозчик», - отмечает Пантелев.

«Хаб - это не функция аэропорта, это прежде всего наличие авиакомпании, которая осуществляет в данном месте трансфертные перевозки. И уже на этой стадии можно смело закрывать идеи создания международных хабов на Дальнем Востоке», - категоричен ведущий эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.  
 
Еще в советские времена базовым аэропортом региона был Хабаровск, в силу своего географического положения, а также из-за того, что именно оттуда осуществлялись рейсы в столицу. Но сейчас в Москву самолеты летают практически из всех основных аэропортов Дальнего Востока.

Если пассажиру нужно попасть из Магадана в Южно-Сахалинск, то скорее всего это лучше сделать через Хабаровск - в этом могут быть хабовые функции этого аэропорта, но идея превратить его в международный хаб эксперту не совсем понятна: дальневосточные аэропорты расположены в северо-восточном углу Азии, там просто некого и не откуда возить, отмечает эксперт.

«Сложно себе представить перелет, например, из Токио в Пекин через Хабаровск. А главное: зачем?», - добавляет Крамаренко.

Даже если предположить, что базовой в Хабаровске или Владивостоке могла быть «дочка» авиакомпании «Аэрофлот», «Аврора», то для создания хаба нужно минимум три условия: правильное географическое положение, преимущества авиаперевозчика по издержкам (на фоне иностранных авиакомпаний) и наличие стабильно прямого пассажиропотока. А в регионе пока нет ни того, ни другого, ни третьего, отмечает Крамаренко.

Все-таки не настолько населены города ДФО, чтобы обеспечить авиакомпании стабильный и высокий пассажиропоток. Всего в регионе проживают порядка 6,2 млн человек.