Государство сольет паленый бензин

Власти ужесточат наказание за продажу суррогатного бензина

Екатерина Каткова
Алексей Никольский/РИА «Новости»
Госдума приняла в первом чтении законопроект об ужесточении административной ответственности за реализацию некачественного топлива. Штраф для предприятия, реализующего суррогатный бензин, составит 1% от выручки, но не менее 500 тысяч рублей. Возможна также конфискация некачественной продукции. Росстандарт обнаружил суррогатное топливо на 18% проверенных заправок в прошлом году. Эксперты считают, что доля некачественного бензина в России значительно выше и только повышением штрафа проблему не решить.

Госдума приняла 19 октября в первом чтении законопроект, предполагающий введение оборотных штрафов за продажу некачественного топлива. Документ был разработан Минпромторгом по инициативе Росстандарта и внесен в Госдуму в июне.

Законопроект, в частности, предусматривает установление штрафов за реализацию суррогатного топлива в размере 1% от выручки, полученной при реализации моторного топлива за год, предшествующий году выявления нарушения, но не менее 500 тыс. рублей.

Документом также предусмотрена возможность конфискации некачественной продукции. За повторное нарушение может быть наложено наказание в виде штрафа в размере 2 млн рублей или административного приостановления деятельности предприятия на срок до девяноста суток с конфискацией «предметов правонарушения».

В настоящее время штрафы за нарушение техрегламентов на моторное топливо составляют для должностных лиц 10-20 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — 20-30 тыс. руб., для юрлиц — 100-300 тыс. руб.

«Практика показывает, что размер административных санкций сегодня не релевантен тому экономическому и экологическому ущербу, который причиняется при реализации на рынке некондиционного моторного топлива», — отметил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, представляя законопроект в Госдуме.

По мнению Абрамова, «закон об «оборотных штрафах» станет настоящим экономическим «демотиватором» для совершения противоправных действий на рынке» и «сделает бизнес по производству и реализации контрафактного топлива попросту нерентабельным».

Суррогатное топливо чаще всего реализуется через частные, не сетевые АЗС, так как сбытовые структуры, принадлежащие крупным нефтяным компаниям, не будут рисковать качеством и имиджем, отмечает эксперт Thomson Reuters KORTES Пандова Евгения.

«Безусловно, серьезные штрафы приведут к негативным последствиям для продавцов суррогатного топлива, вплоть до закрытия бизнеса. Так как объем реализации у небольших частных компаний низкий, а штрафы могут «съесть» всю выручку», — сказала она «Газете.Ru»

По оценкам участников рынка, оборот контрафактного топлива может достигать в России 10 млн т.

По результатам проверок Росстандарта, доля суррогатного бензина и дизельного топлива в РФ постепенно снижается. Так, в 2016 году были проверены 1536 АЗС, нарушения были выявлены на 18% из них. Уровень нарушений на нефтебазах составил в прошлом году 21,5%. При этом в 2015 году эти показатели составляли 42,5% и 40% соответственно.

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша считает данные цифры сильно заниженными. Сейчас в стране большой объем суррогатного топлива, подчеркивает он.

Существующие проверки качества топлива проводятся планово, руководство предприятия, как правило, знает о них заранее и принимает соответствующие меры.

Вопрос с суррогатным бензином в России стоит давно. В 2015 году президент РФ Владимир Путин на заседании президентской комиссии по ТЭК поручил создать единые требования к производителям в рамках борьбы с фальсификацией топлива, после чего Росстандарт и Минпромторг разработали законопроект об увеличении оборотных штрафов.

Вокруг документа больше года шла бурная дискуссия между ведомствами и бизнесом, пока, наконец, он не был минувшим летом принят правительством РФ и направлен в Госдуму.

Ужесточение ответственности для недобросовестных дельцов, введение оборотных штрафов — мера необходимая и разумная, но свою эффективность она докажет только в сочетании с иными механизмами государственного регулирования этой сферы, полагает заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич.

Само по себе увеличение штрафов автоматически не ведет к улучшению ситуации на рынке, считает председатель комитета по энергетике «Деловой России», председатель совета директоров нефтетрейдера «РОЗА МИРА Групп» Дмитрий Липявко.

Производители, которые работают в черном и сером сегменте, изначально делают некачественное топливо и сознательно идут на обман. Для нарушителя не суть важен размер наказания.

Необходимо совершенствовать систему контроля, возможно, стоило бы запретить выбрасывать на рынок полуфабрикаты, созданные из отходов нефтепеработки, которые впоследствии вовлекаются в процесс создания суррогатного топлива, ввести их маркировку и строгий учет, рассуждает эксперт.

В настоящее время различные «присадки», которые позволяют увеличить октановое число и «превратить», например, АИ-92 в АИ-95, можно открыто приобрести по прейскурантам химических компаний. Есть относительно безвредные для автотранспорта подделки, но некоторые недобросовестные производители используют вещества, применение которых может нанести серьезный ущерб.

Евгений Аркуша отмечает, что для борьбы с некачественным топливом можно было бы использовать также экономические рычаги, вносить налоговые изменения. Одно только ужесточение штрафов коренным образом ситуацию не изменит, уверен он.

По статистике Общества по защите прав потребителей, ежегодно только в Москве и Подмосковье около 100 тысяч автомобилей ломаются из-за некачественного горючего.

«Не секрет, что увеличение «бодяги» на рынке во многом является следствием фискальной политики со стороны Минфина, последовательно, на протяжении нескольких лет снижавшего рентабельность производства и продажи моторного топлива до неприемлемых пороговых значений», — отмечает Станкевич.

Все это происходило при молчаливом согласии других ведомств, курирующих ТЭК, поэтому и Росстандарту, и Федеральной антимонопольной службе, получившим еще одно пополнение к арсеналу принудительных мер, важно не наломать дров в погоне за статистикой налагаемых штрафов, добавляет он.

По разным оценкам, потери государственного бюджета от неуплаты акцизов при продаже контрафактного топлива в 2014-2016 годах составили 75-100 млрд рублей.

Отдельно в проекте закона прописана ответственность за нарушения, которые не связаны с реализацией на рынке топлива с не соответствующими необходимым требованиям физико-химическими свойствами.

Штраф за нарушение правил маркировки или информирования потребителей о функциональных характеристиках топлива составит от 100 до 300 тысяч рублей.

За последние 5-10 лет власти осуществили социологический эксперимент, в несколько приемов уменьшив штрафное количество алкоголя у водителей, затем введя нулевое промилле, а позже снизив требование до 0,16 промилле, говорит директор по инвестициям «ИК «Питер Траст» Михаил Алтынов. Но это практически никак не повлияло на статистику по количеству погибших в ДТП на 100 тыс. населения, что говорит о том, что очередное «ужесточение», наверное, не панацея.