«Ее случай — это редкость»: Ксения Середа снимет первую серию «The Last of Us»

Ксению Середу пригласили стать оператором «The Last of Us»

Борис Шибанов
Оператор Ксения Середа Global Look Press
Оператор Ксения Середа, известная по проектам «Кислота», «Звоните ДиКаприо!» и «Дылда», станет оператором первого эпизода сериала «The Last of Us». «Газета.Ru» рассказывает об основных этапах карьеры Середы от поступления во ВГИК и полнометражного проекта «Без кожи» до грядущего фильма Данилы Козловского о катастрофе на Чернобыльской АЭС.

В ходе обсуждения будущего сериала «The Last of Us» его создатель Крейг Мэйзин признался, что хочет пригласить в качестве оператора первой серии россиянку Ксению Середу. Она будет снимать первую серию проекта вместе с режиссером Кантемиром Балаговым. Их предыдущая совместная работа «Дылда» была отмечена наградой на Каннском кинофестивале, а также попала в шорт-лист претендентов на «Оскар» от России.

«Не хочется выглядеть подлизой, но HBO очень крутые. Мы делаем этот масштабный, дорогостоящий сериал и говорим им: «Знаете, кого бы мы хотели видеть в режиссерском кресле пилота? Парня по имени Кантемир Балагов, который снял небольшой фильм «Дылда» на русском и в России». И они такие: «Не вопрос. Давайте». Очень круто. «Дылда» — очень красивый фильм.

Я на 99% уверен, что мы также пригласим оператора, с которой работал Кантемир, она тоже выдающаяся, ее зовут Ксения Середа», — заявил Мэйзин.

Как рассказывала сама Середа в интервью изданию «Собака.ру», увлечение кинематографом началось для нее с интереса к фотографии.

«Я ходила в кружок во Дворце пионеров на Воробьевых горах, где познакомилась с мальчиком. Он поступал во ВГИК на курс Вадима Ивановича Юсова и рассказал, что туда как раз нужно будет сдавать фото. Мне стало интересно, и я решила попробовать», — рассказывала она.

Во ВГИКе она попала в мастерскую к Юрию Невскому, известному по своей работе с Вадимом Абдрашитовым и Николаем Досталем. В ходе работы над первым полнометражным фильмом «Без кожи» Середа познакомилась с актером театра «Гоголь-центр» Александром Горчилиным. В 2018 году вышел его фильм «Кислота», где Середа выступила в качестве оператора.

«Ее случай — это редкость. Ей сколько? Двадцать три? И то, что она сейчас делает какую там по счету картину… Ну она же и сейчас снимает. У меня иногда ощущение, что я не догоняю до ее уровня. Я с ней давно работаю, но у меня всегда ощущение, что мы друг друга хорошо понимаем, просто я еще не на тех ступеньках, где она», — рассказывал Горчилин о работе с ней в интервью «Кино-Театр.Ру».

Успех «Кислоты» положил начало разговорам о возникновении новых имен в российском кинематографе, а некоторые зрители и критики сочли фильм «манифестом нового поколения».

«Мы думали, что делаем что-то важное, но не знали, что зрители назовут фильм «манифестом». У команды было желание показать то, что сейчас происходит с нашими знакомыми и друзьями, с какими ситуациями мы сталкиваемся. Через героев фильма мы транслируем наше ощущение мира», — говорила о «Кислоте» сама Середа в разговоре с «Москва-Баку.ру».

Следующим этапным проектом для нее стал сериал «Звоните ДиКаприо!». По собственному признанию, работа над ним вместе с режиссером Жорой Крыжовниковым «раскрыла в ней потенциал нового уровня».

«В сериале у нас была настоящая свобода движения, комбинирование кадров с телефона и профессиональной камеры, необычные монтажные приемы. Я была потрясена его фильмом «Горько!», потому что это, по сути, авторское кино в шкуре народного. Очень круто», — вспоминала она.

По собственным словам, получив приглашение на съемки нового фильма Кантемира Балагова, она «бросила все и приехала». Свою роль в ее решении сыграл его первый фильм «Теснота», впечатливший Середу операторской работой.

«В смысле цветового и светового рисунка было сложно на что-то опираться. Кантемир давал более ощущенческие вещи. К моменту нашей встречи у него была огромная подборка, как сейчас говорят, мудборд, с чувственными референсами. Это была не столько живопись, сколько сочетания цветов, фактуры, компоновки в эти фактуры», — вспоминала она в интервью «Сеансу» о работе над фильмом «Дылда».

После успеха сериала HBO «Чернобыль» стало известно, что Середа приступила к работе над фильмом о Чернобыльской катастрофе, режиссером которого выступил Данила Козловский.

«Какая-то часть ленты происходит под водой. Она про ликвидаторов, которые прошли в затопленную подреакторную часть, чтобы открыть шлюзы и спустить воду. Актеры погружаются с аквалангами в исторических советских гидрокостюмах. Постановщик трюков предложил мне вместе с ними позаниматься. Так я получила дайверский сертификат!» — поделилась она деталями работы над проектом.

Говоря о сексизме в российской киноиндустрии, она подчеркивала, что не хочет делить людей «по половому признаку». Середа также рассказала, что ей самой приходилось сталкиваться с неадекватным отношением на съемочной площадке.

«Был один очень неприятный случай, но я с ним справилась. Очень много коллег-девушек с этим сталкиваются. Кроме того, однажды был серьезный эпизод, когда режиссер буквально сказал, что сомневается в моей кандидатуре исключительно из-за гендера. Но сейчас уже мои работы показывают, можешь ты или не можешь», — отметила она.