Адаптация Кириенко: от дефолта к светлому будущему

Сергей Кириенко представил на молодежном форуме свои идеи будущего

Андрей Винокуров (Владимир)
Первый замглавы администрации президента России Сергей Кириенко на молодежном форуме «Территория смыслов» во Владимирской области, 21 июля 2017 года Территория смыслов на Клязьме/Кириенко
Сергей Кириенко впервые публично рассказал о своей философии будущего и поделился своими переживаниями времен дефолта. Сделал он это на молодежном форуме «Территория смыслов». По мнению первого замруководителя администрации президента, исторические потрясения XX века и несовершенное законодательство — это преимущества России, которые сегодня мало кто осознает.

На молодежном форуме «Территория смыслов» во Владимирской области первый заместитель руководителя администрации президента России Сергей Кириенко выступил с долгой речью перед молодыми руководителями НКО, правозащитных и добровольческих проектов.

Чиновник говорил о своей философии жизни.

Помня о том, что форум молодежный, Кириенко выбрал неформальную форму одежды. На нем были джинсы, серая рубашка с узорами, а в очках — линзы-хамелеоны, которые затемнялись на ярком солнце.

Долгих выступлений от Кириенко не было слышно ни разу со времени его назначения на должность первого замглавы администрации. Однако заявленная тема — «Образ будущего», — вероятно, затронула в нем особые струны.

Как ни удивительно, говорил Кириенко, будущее России не зависит ни от развития бизнеса, ни от того, как развиваются политические партии, и даже ни от того, как будет меняться государственная машина. По его мнению, все решает другой фактор.

Кириенко обратился к феномену победы, восприятие которой менялось на протяжении истории. В какой-то момент ключевым фактором была территория, в какой-то — ресурсы, после — более современные технологии, рассуждал он.

«Думаю, что будущее, которое нас ждет, определяется не этим, а скоростью адаптации к изменениям», — заявил Кириенко. По словам чиновника, способность к адаптации в свое время обеспечила ему карьеру на судостроительном заводе, где он начинал свою деятельность. На заводе строились атомные подводные лодки. Поначалу молодой Кириенко проигрывал более опытным инженерам, которые уже долгое время работали по старым технологиям. Но все изменилось с новыми заказами. Вот тут будущий кремлевский чиновник и проявил себя, адаптировавшись к новым схемам быстрее коллег, не без гордости добавил Кириенко.

У российского народа есть преимущества примерно такого же свойства, убежден он. Среди них — непростая история XX века. «Ни одну страну в мире так не трясло, как трясло Россию», — заявил первый замглавы администрации.

«Несовершенство законодательства» в устах куратора российской внутренней политики стало преимуществом, так как тоже стимулирует к активности.

Будущее зарождается в головах людей как выбор между проектами, убеждал Кириенко: реализуется из них тот, в который поверит большое количество людей.

После изложения теории Кириенко перешел к практике: начал опрашивать участников, почему их проекты не всегда получаются или получаются не в том масштабе, как планировалось.

«Недоверие людей», «неслаженный коллектив», «сам ставишь завышенные цели», «низкий уровень правовой грамотности» — перечисляли его собеседники. Кириенко все аккуратно записывал на стоявший рядом стенд с ватманом, а после показал схему, как эти проблемы можно решить. Ее авторами были теоретики менджмента Роджер Коннорс, Том Смит и Крейг Хикман.

Схема сводилась к простой идее. Чтобы реализовывать свои задачи, нужно безжалостно признать свои ошибки. Иными словами, тех предпринимателей, которые, например, корили самих себя за завышенные ожидания, Кириенко хвалил. Тех, кто пенял на «безразличие чиновников», — осуждал.

Впрочем, первый замруководителя администрации президента привел и противоположные примеры (видимо, чтобы никто не расстраивался). Кириенко рассказал про одну из девушек, которая накануне «у костра» жаловалась ему на то, что не может найти работу. Сегодня жаловаться ей было уже не на что: губернатор Владимирской области Светлана Орлова предложила ей работу.

А затем Кириенко одобрил идею придумать отдельные гранты для студентов, реализующих социальные проекты.

После такого яркого выступления вопросов к Кириенко было много. Некоторые даже заставили его пуститься в воспоминания и рассказать об одном из самых драматичных моментов его карьеры. Это был 1998 год, когда Кириенко в качестве премьер-министра России пришлось объявить дефолт.

Одна из участниц спросила, как ему далось такое тяжелое решение. Кириенко пожелал, чтобы присутствующим с таким выбором сталкиваться не приходилось.

«Профессия политика порой и состоит в том, чтобы принимать трудные решения», — заявил Кириенко. После чего вспомнил забавную историю о том, как уже через несколько лет после дефолта к нему в самолете подошел бандитского вида мужчина. «Кириенко?» — поинтересовался он. Кириенко сознался. В ответ мужчина рассказал, что после дефолта хотел его убить, но сейчас даже благодарен политику. Собеседник объяснил: потеряв ресурсный бизнес, он организовал более эффективный и успешный.

Пообщавшись с молодыми руководителями, Кириенко отправился на встречу с главами региональных подготовительных комитетов Всемирного фестиваля молодежи. Это будет одно из ключевых молодежных мероприятий, на который попадут многие иностранные участники. Оргкомитет фестиваля возглавляет сам первый замглавы администрации президента.

Здесь атмосфера была более рабочей. Кириенко ждал от участников совещания предложений и вопросов. Преодолев первые сомнения, участники начали засыпать Кириенко вопросами. Например, собеседники первого заместителя руководителя администрации президента пожаловались на скидки РЖД. По словам региональных руководителей фестиваля, госкорпорация обещала одни цены на билеты, а по факту получились другие. Кириенко пообещал лично поговорить по этому поводу с главой компании Олегом Белозеровым.

Была еще идея обвешать символикой вагоны, на которых будут следовать участники фестиваля. Но здесь первый замглавы администрации заявил, что полностью реализовать такую акцию не получится: ведь надо подумать и о других пассажирах.