Прерванный полет: как падали Sukhoi Superjet

СКР подтвердил гибель 13 человек в авиакатастрофе в «Шереметьево»

Отдел «Наука»
Последствия пожара в самолете в аэропорту Шереметьево, 5 мая 2019 года instagram.com
Следственный комитет подтвердил гибель 13 человек в авиакатастрофе с Sukhoi Superjet 100 в «Шереметьево». По предварительной версии, пожар на борту произошел из-за неполадок в электронике. Этот самолет на протяжении критикуют за проблемы с обслуживанием, обилие иностранных запчастей и частые выходы из строя. «Газета.Ru» вспоминает непростую историю создания и эксплуатации лайнера.

Трагический инцидент с самолетом Sukhoi Superjet 100, загоревшимся после вылета из аэропорта Шереметьево, несомненно, повлияет на будущее этого самолета, его производство и использование российскими и зарубежными авиакомпаниями после окончательного установления причин произошедшего.

Однако уже понятно, что авиакатастрофа надолго станет темой номер один при обсуждении надежности самолета и еще одним аргументом у его критиков.

Sukhoi Superjet 100 — первый гражданский самолет, разработанный в России.

Дальность полета базовой версии лайнера составляет 4,4 тысячи километров, вместимость — 98 пассажиров. Производство началось в 2011 году. От разработки до начала коммерческой эксплуатации прошло 11 лет. Самолет начал разрабатываться в 2000 году. К октябрю 2008 года SSJ100 прошел цикл заводских испытаний и был представлен на сертификацию Межгосударственному авиационному комитету.

Тремя годами позднее, в апреле 2011-го, первый серийный Sukhoi SuperJet 100 был передан в эксплуатацию армянской авиакомпании Armavia.

После начала коммерческой эксплуатации руководство ОАК заявляло, что понадобится еще год-другой, чтобы «вылечить детские болезни», однако доработка самолета заняла больше времени, чем планировалось.

Проект самолета изначально назывался Russian Regional Jet (RRJ), он стал победителем на государственном конкурсе на разработку регионального самолета в 2003 году.

Изначально критики указывали на большое число иностранных участников создания самолета и совместных предприятий. Так, в 2007 году доля иностранных материалов и комплектующих составляла 55,4%,

а к 2016 году она выросла до 72%.

«Гражданские самолеты Сухого» проектировали самолет, а американская компания Boeing участвовала в проекте в качестве консультанта.

SSJ 100 имел высокую долю французской «начинки» — от авионики и системы очистки лобовых стекол до топливной системы, шин и систем электроснабжения.

Более чем на 20% SSJ 100 состоит из американских комплектующих, и это стало еще одной из проблем многострадального самолета — в январе 2019 года США заблокировали поставки Sukhoi Superjet 100 в Иран. В ноябре 2018-года президент ГСС Александр Рубцов говорил, что компания вернется к вопросу поставок самолетов в Иран после того, как уменьшит долю американских комплектующих в лайнере до уровня ниже 10%.

Основной точкой кооперации с иностранными компаниями в самолете стали двигатели SaM146, которые производятся российским НПО «Сатурн» совместно с французской компанией Snecma (группа Safran). Для создания SaM146 компания Snecma Moteurs и ПАО «НПО «Сатурн» на паритетных началах учредили совместное предприятие PowerJet.

Однако главные проблемы самолета, о которых стали говорить в последние годы, связаны с постпродажным обслуживанием и нехваткой запчастей, которые оборачиваются простоем и убытками для авиакомпаний.

Эксперты отмечают, что проблемы возникают чаще всего у тех авиакомпаний, кто заранее не запасся запчастями. Так, в сентябре 2018 года появилась информация, что крупнейший зарубежный эксплуатант российского российского пассажирского самолета «Сухой Суперджет 100»,

мексиканская Interjet, может отказаться от использования этих судов.

Проблемы с техническим обслуживанием лайнеров у мексиканской компании начались давно. Например, в начале 2017 года авиакомпания вывела 11 самолетов SSJ100 из эксплуатации для ремонта после обнаружения дефектов на узлах стабилизатора.

А в январе этого года Bloomberg сообщил, что перевозчик был вынужден несколько месяцев не использовать четыре SSJ100, а также «каннибализировать» (разобрать на запчасти) один из лайнеров.

Проблемы с SSJ100 возникают и у отечественных эксплуатантов. Например, Red Wings взяла в аренду несколько лайнеров, однако довольно быстро решила отказаться от эксплуатации этих воздушных судов.

В 2018 же году не прошла незамеченной новость о проблемах с эксплуатацией самолета авиакомпанией «Якутия».

«Из-за низкой исправности SSJ-100 «Якутия» фактически провалила лето», — сообщил директор по флоту авиакомпании Иван Винокуров газете «Коммерсант». По словам технического директора «Якутии» Александра Зинкова,

было выявлено 33 случая, когда двигатели выходили из строя из-за конструкторских недостатков камеры сгорания.

«Мы на своем опыте испытали все проблемы эксплуатации новых типов воздушных судов. И на сегодня ориентируемся уже на самолеты Boeing, у которых запасные части поставляются быстро и это налаженная система по всему миру», — заявила директор «Якутии» Ольга Федорова.

О проблемах SSJ-100 говорил и крупнейший эксплуатант таких лайнеров — авиакомпания «Аэрофлот». У отечественного самолета есть проблемы с управлением механизации крыла,

не всегда корректно работает шасси, случаются перебои в работе системы ГЛОНАСС.

Начало эксплуатации «Суперджета» было омрачено тяжелой авиакатастрофой в 2012 году, когда лайнер врезался в гору при выполнении демонстрационного полета в Индонезии. Тогда погибли все находившиеся на борту 45 человек, в том числе 8 членов экипажа.

В последующие годы эксплуатации были отмечены несколько инцидентов с участием SSJ100, такими как посадка с невыпущенными шасси, выкатывание за пределы ВПП, повреждение при буксировке, в которых не было жертв.

По последним данным, в воскресенье в Шереметьево погибли 13 человек –

это первая катастрофа «Суперджета», произошедшая во время штатной эксплуатации самолета.

Трагедия, безусловно, будет иметь серьезные последствия для этого самолета.