Капризы и падения: почему не побеждают фигуристы Тутберидзе

Очередное падение: почему ученики Тутберидзе не достигнут уровня Загитовой

Этери Тутберидзе и Егор Рухин РИА Новости, Первый канал
Ученик Этери Тутберидзе Егор Рухин завалил тройной аксель и не сумел вовремя завершить финальное вращение в короткой программе на первом этапе юниорского Гран-при в Куршевеле. Из-за этих ошибок талантливый спортсмен получил оценку на уровне девушек-юниорок и занял промежуточное четвертое место. «Газета.Ru» рассуждает, почему у Тутберидзе до сих пор не получается работать с парнями так же успешно, как с девушками.

Сезон в фигурном катании стартовал с этапа Гран-при среди юниоров во французском Куршевеле. Среди девушек обе участницы от России представляют группу Этери Тутберидзе — это Майя Хромых и Камила Валиева, которые расположились после короткой программы на первом и третьем местах соответственно.

А вот среди юношей учеником известного тренера оказался только 15-летний Егор Рухин. Второй российский одиночник — Андрей Кутовой, которому всего 13 лет, — занимается под руководством Вероники Дайнеко.

К сожалению, парням не удалось подняться на такие же высокие промежуточные позиции, как девушкам.

В данный момент мужское одиночное катание России только пытается найти новых Плющенко и Ягудина, так что лучшим результатом по итогам короткой программы стало четвертое место Рухина,

который проиграл лидеру — японцу Юме Кагияме — около 12 баллов.

<4>

Справедливости ради, представитель Страны восходящего солнца серьезно оторвался абсолютно от всех преследователей: ставший вторым американец Мэттью Нильсен набрал на десять очков меньше, чем он…

<5>

…а располагающийся сейчас на третьей позиции Алекса Ракич из Канады уступил Кагияме 11 баллов.

<6>

Так что, если на золото претендовать уже вряд ли получится, то войти в тройку призеров Рухин вполне еще может.

Он проигрывает Ракичу всего один балл, а Нильсену — около двух.

Но для попадания в призы ученику Тутберидзе необходимо собраться и чисто прокатать произвольную программу, что является довольно сложной задачей, поскольку Егор на официальных соревнованиях пока не отличается стабильностью и нередко заваливает как минимум один элемент в каждой из программ.

Так, в коротком выступлении в Куршевеле у спортсмена не получился первый прыжок — тройной аксель, которым он давно владеет, но продолжает испытывать серьезные трудности при исполнении.

Любопытно, что девочки из группы Тутберидзе осваивают и тройной аксель, и четверные с невиданной скоростью (даже Элизабет Турсынбаевой в 19 лет удалось приземлить четверной сальхов на чемпионате мира), в то время как у парней эти элементы вызывают большие сложности.

Несмотря на отличный запас по высоте, у Рухина поехала нога на приземлении, так что ему пришлось срочно подставить обе руки и второй конек, чтобы не упасть.

Красивого выезда не получилось — но это еще полбеды. Из-за того, что Егор задействовал четыре точки опоры, формально это было засчитано как падение, так что он потерял не только 3,20 балла за некачественное исполнение трикселя, но и получил еще один штрафной балл — за сам факт грубой ошибки. Таким образом, из-за слабого акселя ученик Тутберидзе недосчитался сразу четырех очков в итоговом протоколе.

Стоит отметить, что на контрольных прокатах юниоров в Новогорске фигурист исполнил этот элемент без проблем, но в условиях соревнований былые ошибки вернулись.

К счастью, затем парень сумел взять себя в руки и шикарно исполнил обязательный для юниоров в этом сезоне тройной риттбергер, а также каскад тройной лутц + тройной тулуп во второй половине программы, за что получил надбавку к оценке. Однако с акселем, который все спортсмены обязаны показывать в коротком выступлении, надо что-то решать.

К тому же после «падения» спортсмен, видимо, слегка потерял темп и не успел завершить финальное вращение точно в музыку, за что судьи сняли еще один балл.

При этом прервать данный элемент Егор не мог — необходимо было сменить несколько позиций и докрутить их положенное время, чтобы получить нужный уровень сложности.

К слову, это финальное вращение стало единственным, которое ученику Тутберидзе засчитали на четвертый уровень: другие два судьи оценили на третий, как и дорожку шагов.

В итоге Рухин получил 68,51 балла — это оценка на уровне девушек-юниорок.

<2>

Тутберидзе в одном из интервью признавалась, что ей намного легче работать с девочками, поскольку они более дисциплинированны и покладисты, в то время как юношам якобы необходимо ощущать, что они любимы, а в случае чрезмерного давления парни начинают из принципа срывать даже одинарные прыжки, и весь процесс тренировок идет насмарку.

Возможно, именно из-за неумения найти общий язык с парнями Тутберидзе пока так и не смогла вывести ни одного своего ученика на стабильно высокий уровень. Методики освоения четверных применяются те же, что у девушек, но результат приходит гораздо реже.

Самым успешным подопечным Этери среди парней до сих пор остается Адьян Питкеев, который стал серебряным призером чемпионата мира среди юниоров и финала Гран-при в 2014 году, а также взял бронзу на взрослом чемпионате России сезона-2014/15. Но добиться чего-то большего так и не удалось: Питкеев вступил в конфликт с Тутберидзе и ушел к Елене Буяновой, а в 2017 году и вовсе завершил карьеру из-за травм.

В данный момент среди учеников Тутберидзе на взрослом уровне выступает только Морис Квителашвили, защищающий цвета Грузии. Его высшим достижением является серебро этапа Гран-при среди взрослых.

Таким образом, пока что единственной серьезной надеждой среди парней Хрустального остается 14-летний Даниил Самсонов, который уже освоил самый сложный прыжок в мире — четверной лутц. В остальном ученики тренера борются с нестабильностью и пытаются освоить «два-три четверных».

В случае с Рухиным определенную роль могло сыграть и то, что он еще не успел до конца отойти от повреждений прошлого сезона.

«В том году у меня было достаточно много травм. Я снялся с чемпионата России и первенства страны старшего возраста. После травм решил, что надо переосмыслить свою работу, свою мотивацию и начать с чистого листа», — говорил Егор в интервью пресс-службе Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР).

На контрольных прокатах казалось, что у юноши все получилось: помарок было по минимуму, и программы выглядели цельно и осмысленно — фигуристу явно подобрали подходящую музыку и образ.

«Короткая программу у меня очень яркая, и музыка мне нравится. Когда я ее катаю, внутри поет душа», — рассказывал Рухин.

Наполненная светлой грустью «Evermore» в исполнении глубокого голоса Джоша Гробана действительно придавала фигуристу энергии и легкости на контрольных прокатах, но напряжение первого официального старта в сезоне не позволило ему показать свое новое катание.

Остается надеяться, что в произвольной программе под «Your Song» из мюзикла «Мулен Руж» нервы уже оставят Рухина в покое и он выдаст все, на что способен. А ведь планы у подопечного Тутберидзе на этот сезон действительно грандиозные.

«Я уже почти полностью восстановил четверной сальхов (в прошлом сезоне спортсмен уже исполнял его на стартах, правда, случались недокруты. — «Газета.Ru»).

Планирую усложняться и вставлять еще как минимум два-три четверных. В этом сезоне точно должно быть два — сальхов и тулуп. Также собираюсь учить четверной лутц», — отмечал Рухин.

Что касается второго российского одиночника, выступающего в Куршевеле, — Кутового, то он пока вообще не владеет тройным акселем в такой степени, чтобы вставлять в программы на турнирах, хотя на тренировках уже показывает данный элемент.

Так что в короткой программе ученик Дайнеко чисто исполнил лишь двойной аксель.

Также ему удался сольный тройной риттбергер, а вот на каскаде спортсмен сумел показать лишь первый прыжок — тройной лутц, потеряв второй, а вместе с ним и немало баллов.

В итоге Кутовой набрал 62,10 очка и расположился на промежуточном девятом месте.

<3>