Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин на расширенном заседании коллегии Военно-промышленной комиссии в Национальном центре управления обороной России в Москве
Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин на расширенном заседании коллегии Военно-промышленной комиссии в Национальном центре управления обороной России в Москве
Сергей Мамонтов/РИА «Новости»

«Халатность и плохая организация дела»

Рогозину объяснили причины частичного срыва гособоронзаказа

Екатерина Згировская

Дмитрий Рогозин заставил сорвавших гособоронзаказ в 2015 году промышленников публично оправдываться и нервничать. Вице-премьер впервые провел заседание коллегии Военно-промышленной комиссии на территории Минобороны и констатировал, что корабелы и ракетостроители сорвали ГОЗ из-за плохой «организации дела».

Оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал ключевые причины срыва рядом промышленных предприятий гособоронзаказа за 2015 год. «Бóльшая часть проблем, с которыми мы столкнулись, — это прежде всего

недоработки, связанные с организацией дела», — сказал Рогозин.

Зампредседателя Военно-промышленной комиссии при президенте в четверг впервые собрал расширенную коллегию ВПК не в Белом доме, а в Минобороны. На свою территорию Рогозина пригласило само военное ведомство, куда на работу буквально в понедельник вышел сын вице-премьера Алексей. Но коллегия заседала не там, где базируется Рогозин-младший, а в здании Национального центра управления обороны на Фрунзенской набережной.

Еще до начала заседания стало понятно, какие предприятия подвергнутся разбору полетов коллегией. На экран вывели список докладчиков, среди которых числились преимущественно судостроительные предприятия, а также производитель космических ракет «Протон» и «Ангара» Центр имени Хруничева, Таганрогский авиационный технический комплекс имени Бериева (они уже три года не могут поставить Минобороны самолеты-амфибии Бе-200, о чем «Газета.Ru» писала ранее), ПАО «Туполев» и другие.

В конце 2015 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что «по различным причинам» Вооруженные силы недополучили новых вооружений и техники всего 57 единиц, включая два самолета, три космических аппарата и два надводных корабля.

Тем не менее цифры по исполнению ГОЗ-2015 в части Минобороны считаются рекордными — 96%. Это действительно наивысший показатель за последние годы. Буквально месяц назад президент Владимир Путин заявлял, что «предприятия промышленности в целом добросовестно выполняли взятые на себя обязательства, бóльшая часть военной техники была поставлена в полном объеме и в срок», поручив в то же время «детально проанализировать причины в каждом конкретном случае и, безусловно, обеспечить скорейшее выполнение заказа».

Кто виноват и что делать?

Детали, очевидно, были тщательно изучены и разобраны.

Накануне в ходе посещения Казанского авиационного завода замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов сообщил, что отставание от графика в ремонте стратегических ракетоносцев и бомбардировщиков ПАО «Туполев» (фигурирует в списке должников на коллегии) будет устранено к июню. «Есть определенного рода сложности, есть отставание, но будут предприняты все меры, чтобы к июню все отставания были ликвидированы», — сказал Борисов.

На заседании в четверг Рогозин в присутствии прессы велел доложить буквально: кто виноват и что делать? Наибольшие проблемы с исполнением гособоронзаказа отметили в ракетно-космической и судостроительной промышленности.

«Расскажите в первую очередь почему, кто виноват, и второй вечный вопрос: что делать?» — обратился вице-премьер к гендиректору проштрафившегося Центра Хруничева.

Получивший господдержку в размере 8,5 млрд руб. производитель ракет в 2015 году не передал законтрактованные Министерством обороны три легкие ракеты «Рокот» и два разгонных блока «Бриз-М».

Глава Центра Хруничева Андрей Калиновский списал срыв поставок на «системный финансовый кризис, в который предприятие попало в 2014 году» и потому не смогло выполнить «своевременное финансирование основных комплектующих». По его словам, выделенный предприятию кредит начали получать лишь в апреле 2015 года, поэтому «по технологическим циклам не успели своевременно изготовить разгонные блоки». Калиновский сообщил также, что

в 2015 году на предприятии «была вскрыта халатность, низкий контроль за ходом производства, отсутствие четкого планирования», что привело к непоставке ракет космическим войскам,

подчеркнув при этом, что на исполнение военными своих задач это никак не повлияло. Зато ряд сотрудников предприятия-изготовителя лишились должностей. Калиновский обещал до июля передать все «прошлогодние» ракеты заказчику, одна из них, по его словам, должна отправиться со спутником в космос уже в мае.

«На сегодняшний день рисков неисполнения ГОЗ-2016 нет. Ситуация полностью находится под контролем», — пообещал глава «Хруничева» справиться с задачами на 2016 год.

Бесхозная верфь в зоне риска

Обещания исполнить все просроченные обязательства за заседании коллегии ВПК давал и временно исполняющий обязанности гендиректора Амурского судостроительного завода Михаил Боровский. Судостроительный завод, у которого уже семь месяцев нет постоянного гендиректора, в 2015 году не поставил Военно-морскому флоту ремонтируемую дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) «Комсомольск-на-Амуре». В ремонте субмарина проекта 877 находится на заводе уже более десяти лет. Вернуться к месту службы — на Тихоокеанский флот она должна была в декабре 2015 года.

По словам Боровского, ДЭПЛ для достройки и проведения всех видов испытаний перевели на достроечную базу в город Большой Камень (Приморский край). Подводная лодка, таким образом, уже не первый раз путешествует между верфями Дальнего Востока.

«Основной причиной срыва сроков послужили отсутствие собственной сдаточной базы и отключение основных производственных рабочих и финансовых средств для своевременной сдачи заказов, срыв сроков поставки отдельных комплектующих, недостаток оборотных средств для оперативного обеспечения работ по государственному заказу», — доложил врио гендиректора Рогозину.

«Текущая техническая готовность заказа составляет 93%, производятся пуско-наладочные и регулировочные работы комплекса основного оборудования с привлечением контрагентов. Завершается гравировочная покраска, производится отделка кают. На заказе принят корпус высокого давления, начата погрузка аккумуляторных батарей. Заканчиваются основные этапы строительства. Спуск на воду планируется 25 апреля 2016 года, швартовные испытания — с апреля по июнь, приемо-сдаточные испытания — в июле. В сентябре 2016 года будет осуществлена передача заказа заказчику. Принятые меры позволят предприятию осуществить передачу заказчику в соответствии с утвержденным графиком на 2016 год», — сообщил Боровский.

Аналогичный доклад он сделал по не сданному в срок корвету «Совершенный» проекта 20380. Сторожевой корабль, по словам врио главы завода, готов на 91%, начались швартовные испытания, окончание которых запланировано теперь на июль, после чего с июля по сентябрь должны провести заводские испытания, а в октябре–ноябре — госиспытания. «Подписание приемного акта — декабрь 2016 года», — назвал он новую дату передачи корабля ВМФ.

Объединенная судостроительная корпорация для ускорения работ направила своих представителей на Дальний Восток, чтобы компенсировать отсутствие назначенного гендиректора. ОСК надеется сдать эти заказы в новые обозначенные сроки. К сентябрю Дмитрий Рогозин намерен спланировать поездку на предприятия в Комсомольск-на-Амуре и проверить лично готовность кораблей к передаче заказчику.

Но как отмечает источник «Газеты.Ru» в военном ведомстве, «по результатам анализа процессов хода сдачи корвета и подводной лодки выявлено, что существует реальная угроза срыва сдачи».

Напомним, что судостроители неоднократно срывали сроки сдачи заказанных ВМФ кораблей. В связи с этим замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов отмечал, что имеется «постоянный риск невыполнения обязательств судостроителями», а ситуация «никак не поправляется». Он также подчеркивал, что ведомство вынуждено начать накладывать на судостроителей более крупные денежные штрафы из-за «регулярных срывов проектов в интересах ВМФ». Как ранее писала «Газета.Ru», госпрограмма вооружений по атомным подводным лодкам до 2020 года также не будет выполнена в срок.

Как сообщил в четверг первый зампредседателя коллегии ВПК Иван Харченко,

«по наиболее вопиющим случаям неисполнения материалы переданы в Генеральную прокуратуру».

Ранее глава Генпрокуратуры Юрий Чайка сообщал, что ведомство провело проверки 15 крупнейших компаний, занимающихся гособоронзаказом, выявило 18 тыс. нарушений закона и возбудило 244 дела. Только в одном Уральском федеральном округе, где сосредоточены десятки предприятий ОПК, за 2015 год было выявлено более 300 нарушений при исполнении гособоронзаказа. Как сообщил начальник управления надзорного ведомства в УрФО Сергей Филипенко, помимо срывов сроков ГОЗ выявлено «низкое качество продукции», а также «отсутствие разрешений и несоблюдение порядка расходования бюджетных средств». В результате чего к ответственности привлечено 20 должностных лиц, возбуждены и расследуются семь уголовных дел.