Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Танковый бросок в Никарагуа

Как Россия и Никарагуа сотрудничают в военной сфере

Никарагуа собирается показать на военном параде 3 сентября переданные Россией танки Т-72. «Газета.Ru» проанализировала военно-техническое сотрудничество двух стран.

Армия Никарагуа 3 сентября отметит 37-летие традиционным военным парадом, на котором планируется показать танки Т-72 из России. Как сообщает IHS Jane, двадцать бронемашин отправились из Владивостока в порт Никарагуа Коринто в мае. Отмечается, что танки сейчас, вероятно, размещены в мотострелковой бригаде генерала Аугусто Сандино в Мотастепе к западу от Манагуа.

Об интересе к российским танкам год назад заявлял посол Никарагуа Хуан Эрнесто Васкес Арайя во время ежегодно проходящих в России международных соревнований «Танковый биатлон».

Участвующие в чемпионате танкисты латиноамериканской страны соревновались с соперниками на предоставленной Россией бронетехнике. По словам Арайи, до «Танкового биатлона» военные его страны не были знакомы с этой моделью российских танков, но показали хорошие результаты на конкурсе. При этом на вооружении Никарагуа стоят российские Т-55.

«Мы надеемся, что скоро у нашей армии появится Т-72. Я думаю, что мы можем говорить о покупке», — сказал тогда Арайя, подчеркнув широкое сотрудничество двух стран в военно-технической сфере.

Весной 2016 года в СМИ стали появляться сообщения о начале поставок танков Т-72 из России в Никарагуа. РИА «Новости» писало, что по контракту Манагуа получит от Москвы 50 модернизированных танков Т-72Б1. В ответственном за экспорт вооружений АО «Рособоронэкспорт» «Газете.Ru» сказали, что не комментируют данные о контрактах с Никарагуа. Вероятно, поставки этой техники идут по линии прямого сотрудничества военных ведомств двух стран.

Соседи Никарагуа, в частности Коста-Рика, обеспокоились приобретением Манагуа танков и опасаются за стабильность в регионе и возможностью начала гонки вооружений.

Это не единственный беспокоящий мировую общественность аспект военно-технического сотрудничества Никарагуа и России.

Так, недавно издание Washington Free Beacon (WFB) обеспокоилось строительством в латиноамериканской стране станции для российской навигационной системы ГЛОНАСС по межправсоглашению 2012 года о сотрудничестве по исследованиям космоса. WFB предположило, что под станцию маскируют разведывательный центр и предоставление России этой точки идет в счет той самой сделки по поставке танков. Якобы 50 танков Т-72 стоят больше всего оборонного бюджета Никарагуа. Но в МИДе эту версию назвали «научной фантастикой».

«Стратегические партнерские отношения»

Москва поставляла в Никарагуа бронетехнику, самолеты и вертолеты, а также артиллерийское вооружение еще во времена СССР — советская техника составляла 90% в никарагуанской армии. ВТС двух стран почти приостановилось в 1990 году с приходом к власти консерваторов, и восстановление началось лишь в середине 2000-х годов.

В последнее время в военной сфере Россия и Никарагуа довольно близки. Делегации Минобороны России несколько раз ездили в турне по Латинской Америке, в том числе министр обороны Сергей Шойгу был с визитом в Никарагуа. Военные делегаты из Манагуа также приезжали в Москву на переговоры и международные конференции по безопасности.

Начальник Генштаба Валерий Герасимов подчеркивал, что страны «связывают проверенные временем стратегические партнерские отношения и объединяют общее видение справедливого мироустройства, солидарность и взаимная поддержка в международных делах», поэтому

Россия будет продолжать содействие армии Никарагуа по оснащению ее современным вооружением, а также обучать военнослужащих этой страны в российских военных вузах.

Одним из интересных проектов военного сотрудничества стран считается заявленное несколько лет назад Сергеем Шойгу расширение количества российских баз за рубежом, в том числе упоминалось обсуждение создания пунктов материально-технического обслуживания (МТО, такой уже есть в сирийском Тартусе) кораблей ВМФ в ряде стран, в том числе Вьетнаме, Кубе, Венесуэле, Никарагуа, Сейшелах и Сингапуре. Правда, позже Минобороны заявило, что с Никарагуа речь шла несколько о другом. Так, в начале 2015 года

Россия и Никарагуа подписали межправительственное соглашение об упрощенном порядке захода кораблей ВМФ России в порты этой латиноамериканской страны.

Тем не менее в беседе с «Газетой.Ru» ряд военных экспертов отметили, что вопрос о пункте МТО в Никарагуа «действительно рассматривался», но в настоящий момент по ряду причин не совсем актуален.

«Насколько мне известно, в настоящее время этот вопрос подморожен. На мой взгляд, приоритеты для отечественного ВМФ в настоящее время выглядят несколько по-другому», — сказал «Газете.Ru» экс-заместитель начальника управления Главного оперативного управления Генштаба контр-адмирал Святослав Мосцеев.

По мнению экс-заместителя начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирала Владимира Пепеляева, необходимость существования пунктов МТО для российского флота в удаленных районах Мирового океана «объективно существует».

«Такие вопросы ранее в Главном штабе ВМФ неоднократно поднимались. Рассматривались, в частности, такие варианты, как Камрань, Сейшельские острова и даже Никарагуа. Но

эксплуатация подобных пунктов МТО стоит весьма немалых средств. Если на это в настоящее время деньги в бюджете ВМФ, решать руководству флота», — отметил он.

«Учитывая удаленность Никарагуа от России, в настоящее время развертывание пункта материально-технического обеспечения нашего ВМФ не совсем актуально для отечественного флота», — сказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Поставки «из наличия»

Эксперты отмечают ценность военно-технического сотрудничества Москвы и Манагуа. Как отметил в беседе с «Газетой.Ru» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, оживление в сфере военно-технического сотрудничества России с Никарагуа фиксируется примерно последние три года.

«Никарагуа выступает несколько необычным для стран Латинской Америки заказчиком. Манагуа покупает у нас вооружение и военную технику сухопутных войск, что для остальных стран региона не так характерно. Мы не так часто продаем в Латинскую Америку вооружение и военную технику сухопутных войск. Помимо этого Манагуа закупает у нас вооружение и военную технику для национальных военно-морских сил», — сказал Фролов.

Так, для Никарагуа на Средне-Невском судостроительном заводе в Петербурге строятся два ракетных катера проекта 12418 «Молния», а судостроительный завод «Вымпел» из Рыбинска для ВМС Никарагуа строит четыре патрульных катера проекта 14310 «Мираж». Кроме того, никарагуанские военные моряки ожидают поставку базовых тральщиков проекта 1265Э. Также российская сторона занимается в Никарагуа ремонтом авиационной техники и поставкой запчастей, в частности, к вертолетам Ми-8.

По данным анализа стокгольмского института SIPRI, в 2009 году Россия поставила в Никарагуа пару вертолетов Ми-8/17 (версия Ми-17В-5). Но уверенности в целях поставок у аналитиков нет, отмечается, что поставки осуществлены «или для антинаркотических операций, или в качестве VIP-транспорта, или же для медицинских целей». Других данных о поставках техники между двумя странами SIPRI за последние 15 лет не предоставляет. Не указал SIPRI и выше указанные 50 танков Т-72.

«Что касается военно-технического сотрудничества с Никарагуа, тот тут важно отметить такой факт, что оно просто появилось. Раньше ведь его не было. И это несомненное достижение. Но страна малоресурсная, поэтому масштабных закупок российского вооружения и военной техники ожидать, скорее всего, не стоит.

Поставки будут минимальны, бóльшая часть из них, вероятно, из наличия соответствующей техники в Вооруженных силах России», — пояснил «Газете.Ru» аналитик ЦАСТ Макиенко.

Вероятно, поэтому стокгольмский институт не фиксировал данных о российско-никарагуанских контрактах на что-либо, кроме вертолетов. Известно, что в 2012 году армия Никарагуа получила из России партию бронемашин ГАЗ-2330 «Тигр», а в 2014 году — 12 зенитных артиллерийских установок (23-мм ЗУ-23-2).

«Эта страна для нас весьма геополитически важна. Там надо фиксировать наше присутствие хотя бы в плане ВТС», — отмечает Макиенко.

Одним из способов поддержания дружеских отношений между военными России и Никарагуа на сегодняшний день являются проводимые российским Минобороны Армейские международные игры (АрМИ). Уже второй год подряд Никарагуа представляет свою команду в чемпионате по «Танковому биатлону» в рамках АрМИ. Эта «военная Олимпиада» в 2015 году и помогла никарагуанцам присмотреться к танкам Т-72.

Новости и материалы
Песков заявил об участии США в конфликте на Украине
Шесть россиян отравились парами хлора в сауне
«ОПГ парикмахерская»: Крыжовников о реакции россиян на «Слово пацана»
В Латвии сочли, что латышам вредно изучать русский язык
Билли Айлиш рассказала, что любит мастурбировать перед зеркалом
Ирина Дубцова с сыном улетела из России
В Кремле ответили на вопрос о рабочих планах Путина на следующую неделю
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Все новости