Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Экраноплан «Орлан» планируют закончить к 2027 году

Россия вновь планирует возобновить строительство экранопланов

До 2027 года в России планируют создать опытный образец экраноплана «Орлан» с ракетным вооружением. По словам вице-премьера РФ Юрия Борисова, машина будет использоваться для обороны Северного морского пути и внутренних морей — Каспийского и Черного. Кроме того, «Орлан» может быть использован для спасения терпящих бедствие экипажей.

Российское Министерство обороны планирует построить опытный образец экраноплана «Орлан», вооруженного ракетами, к 2027 году. Об этом журналистам сообщил вице-премьер России по вопросам вооружений Юрий Борисов. Он подчеркнул, что

в Государственной программе вооружения 2018-2027 годов есть проект экраноплана. «Орлан» будет использоваться для охраны коммуникаций Северного морского пути в районах со слаборазвитой инфраструктурой.

Кроме того, барражирующий (то есть летящий со скоростью, обеспечивающей максимально длительный полет — «Газета.Ru») экраноплан способен будет прикрывать и внутренние моря – Каспийское и Черное. Вице-премьер отметил, что перспективный экраноплан может использоваться для патрулирования акваторий и спасения терпящих бедствие морских экипажей.

В случае морского или речного ЧП, самолет может сбросить спасательный груз на воду, вертолеты обладают недостаточно большой вместительностью, а водные суда могут не успеть к месту кораблекрушения. Спасательный экраноплан может приводняться, а его вместительность позволяет вмещать в себя не только терпящих бедствие людей, но и спасателей с медиками.

Экраноплан представляет собой судно, использующее в полете экранный эффект над водной или любой другой поверхностью без постоянного с ней контакта. Машина поддерживается в воздухе с помощью аэродинамической подъемной силы, которую генерирует воздушное крыло, корпус и дополнительные аэродинамические части. Расход топлива при этом становится минимальным, что и позволяет барражировать.

Экранопланы способны передвигаться со скоростью, превышающей скорость кораблей, однако при этом летят на высоте, меньшей, чем высота полета самолетов.

Еще в 2015 году глава Морской авиации Военно-морского флота России Игорь Кожин сообщил, что ВМФ планирует получить универсальную платформу экранопланного типа, способную поднимать до 300 тонн груза. Сейчас проект находится на стадии эскизного планирования. Основным разработчиком подобной техники в России традиционно является Центральное конструкторское бюро имени Алексеева, расположенное в Нижнем Новгороде.

Разговоры о строительстве экранопланов ведутся уже давно. Еще летом 2010 года в ЦКБ им. Алексеева сообщали о намерении властей построить военные экранопланы, не предназначенные для гражданского использования.

Разработки экранопланов начались еще в СССР в конце 1940-х годов под руководством Ростислава Алексеева. На Горьковском водохранилище была построена специальная испытательная станция ИС-2 с комплексом уникальных сооружений, многие были специально созданы для исследований особенностей экранного эффекта.

Всего с 1951 по 1991 годы было построено немногим более 30 экранопланов различных конструкций. Одним из наиболее примечательных проектов стал ВВА-14, гидросамолет-экраноплан, способный взлетать вертикально. Его разработал советских инженер итальянского происхождения Роберто Бартини, был построен физический прототип, но после смерти инженера работы были остановлены. Кроме того, упоминания заслуживает проект «Лунь», ударный экраноплан-ракетоносец, совершивший первый полет в 1987 году. Он был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «3М-80 Москит».

После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» была в 1990 году передана в опытное использование. Однако распад Советского Союза привел к прекращению работ по этому направлению и расформированию 11-й авиагруппы экранопланов Черноморского флота.

После 1991 года работы по созданию экранопланов продолжались, и было построено несколько экспериментальных машин, часть из которых поставлялась в виде технологий и чертежей в Китай. Государственных программ строительства экранопланов не было из-за нерентабельности этих разработок и отсутствия финансирования.

В 2010 году вновь возникли слухи о возобновлении строительства экранопланов: генеральный директор ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева Сергей Платонов сообщил, что серийное производство военных и гражданских экранопланов может начаться после 2015 года.

Он отметил, что в случае одобрения этой концепции, речь будет идти о линейке экранопланов водоизмещением 50, 100 и 600 тонн. «Это ближайшая перспектива, через четыре — пять лет мы сможем выйти на головные образцы. До 2020 года мы планируем перейти к строительству экранопланов водоизмещением в 2–3 тысячи тонн», — заявил глава ЦКБ им. Алексеева.

Новости и материалы
Матвиенко заявила о желании украинцев поскорее прекратить войну
Медведчук раскрыл истинное отношение Запада к украинцам
Участников съезда молдавской оппозиции несколько часов допрашивали правоохранители
Россиянку, морившую голодом сына, приговорили к 12 годам колонии
Матвиенко прокомментировала возможность признания Украины государством-террористом
В Совфеде заявили, что Европа стала вассалом США
Матвиенко объяснила стратегию США по отношению к Европе
Касаткина призналась, что у нее нет коннекта с Шараповой
Любимого кота Куклачева не пустили в больницу к дрессировщику
«Историк дерется!»: в Кемерово учитель устроил драку в классе и попал на видео
Медведчук рассказал о плане Запада по Украине
В Уфе таксист напал на пассажира и распылил ему в лицо перцовый баллончик
Haval привезет в Россию внедорожник, похожий на Toyota Fortuner
Военный эксперт рассказал, что ВСУ делают в ДНР для осложнения штурма ВС РФ
Рогов заявил о доле правды в словах Буданова о проблемах на фронте
WSJ рассказал об отношении Трампа к Украине в годы его президентства
Стоимость машино-места в элитных новостройках Москвы перевалила за 20 миллионов рублей
«У меня болезнь, могу в 3 утра это делать»: Павлюченко о своем расстройстве
Все новости