Новости

Дом Т-34. Где можно узнать историю лучшего танка XX века

Как появился музей легендарного советского танка Великой Отечественной войны

Важнейшим аспектом воспитания молодых россиян является сохранение исторической памяти. Но историю нужно не только знать, но и иметь возможность увидеть, а еще лучше – пощупать своими руками. Сделать это можно на Дмитровском шоссе, в Мытищинском районе Подмосковья – в музее танка Т-34. О единственном в мире музее, экспозиция которого целиком посвящена одному-единственному типу танка – в авторской колонке журналиста Владимира Седова специально для «Газеты.Ru».

Музей находится там, где осенью – зимой 1941-1942 гг. проходил оборонительный рубеж наших войск, сыгравший важную роль в контрнаступлении Красной армии. Именно здесь начиналась первая большая победа Советского Союза в Великой Отечественной войне. И важнейшую роль в этих боях сыграли легендарные «тридцать четверки».

Одним из тех, кто стоял у истоков создания самого узнаваемого танка Второй мировой войны, был конструктор Николай Кучеренко. Он участвовал в разработке и занимался организацией производства многих советских танков – таких как Т-24 и быстроходные танки БТ-2, БТ-5, БТ-7 и БТ-7М.

В конце 30-х годов XX века он вместе с советским инженером-конструктором Александром Морозовым под руководством Александра Кошкина разрабатывал Т-34. Эта боевая машина стала настоящей революцией в танкостроении. По сути, ее создавали эволюционным путем: методом проб и ошибок, серьезных вычислений и испытаний.

Впервые создатели танка предложили свой проект Главному военному совету еще летом 1938 года. Машину забраковали, но инженерам все же позволили продолжить разработки. К 1940 году, менее чем за два года, создание танка завершили.

Но, чтобы показать машину руководству страны и приступить к испытаниям, новому изделию требовался определенный пробег. Инженеры-конструкторы хорошо понимали – медлить нельзя, а бюрократические проволочки подобны смерти. Война была уже на пороге.

Поэтому создатели Т-34 сами организовали и повели машины из Харькова в Москву, а затем обратно, доказав, что по ходовым характеристикам они могли потягаться с немецкими конкурентами.

Новый советский танк успели запустить в производство и поставили на вооружение в кратчайшие сроки. Нападение Германии и ее союзников страна встретила, имея на вооружении всего 1225 Т-34, но к концу войны их было уже свыше 52 тысяч. Американский историк танковых войск Тед Релоуз назвал Т-34 «лучшим танком XX века». Может быть, звучит громко, но справедливо.

О разработке танка Николай Кучеренко в конце жизни много и подробно рассказывал своей дочери – писательнице и поэтессе Ларисе Васильевой, которая в 1976 году, находясь у постели умирающего отца, пообещала ему во что бы то не стало сохранить историю создания Т-34 для потомков.

Слово Васильева сдержала, и в 1983 году в Советском Союзе вышла «Книга об отце». В ней были воспоминания инженеров, конструкторов и ветеранов-танкистов, приложивших руку к созданию главного танка Красной армии.

«Откликом на публикацию стали в буквальном смысле мешки писем, в которых люди, тем или иным образом причастные к танку Т-34, делились с Л.Н. Васильевой фактами, воспоминаниями, присылали фотографии и документы», – сообщает официальный сайт музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34».

Экспонатов и исторических документов у Ларисы Васильевой в конце концов оказалось так много, что хранить их в квартире стало невозможно. Тогда дочери инженера-конструктора посоветовали организовать музей на своей даче.

2 мая 1985 домашний музей открылся и принял первых посетителей. Уникальная коллекция Васильевой быстро обрела популярность. Ей стали присылать важные документы и экспонаты из разных стран мира.

Свой дом «тридцать четверка» наконец обрела в 2000 году, после обращения Васильевой к мэру Москвы и главе Московской области. Место для музея и разрешение на строительство получили в течение пары месяцев. И в 2002 году – к шестидесятой годовщине разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой – музей открыл свои двери для посетителей.

Он сразу стал местом паломничества тысяч любителей военной истории. Здесь проводились различные памятные мероприятия с участием официальных лиц и иностранных делегаций. Причина такого интереса – не только в сакральной ценности Т-34 для истории нашей страны, но и в увлекательных экскурсиях и интересной экспозиции.

Возле музея на улице можно увидеть и забраться не только на сам Т-34, но и на более новые и современные образцы танков, такие как Т-54 и Т-80.

Самое интересное скрыто внутри музея – только там можно увидеть прототип первого отечественного танка конструктора Лебеденко, известного как «царь-танк» – далекий предок всех российских танков, который, правда, так и не пошел в массовое производство. Примечательно, что конструктор Лебеденко испытывал свое детище в нескольких километрах от того места, где сегодня находится музей танка Т-34.

Музейные экспозиции объясняют, почему советские конструкторы, создавая танк, применяли то или иное инженерное решение. Чем они руководствовались при установке брони, при создании двигателя и выборе калибра для пушки. Посетители могут узнать, как воевали наши деды, и буквально на собственном примере понять, каково быть танкистом времен Великом Отечественной войны – сделать это поможет механический тренажер механика-водителя танка Т-34.

На такие экскурсии обычно записываются заранее: они содержат элементы квеста и очень нравятся юным патриотам, равняющимся на подвиг героического поколения, защитившего страну от фашизма.

Любой юный россиянин, посетивший музей, узнает о важной роли, которую сыграл танк Т-34 под Москвой, об особенности появления и модификации машины и, конечно же, о людях, которые ее создавали. Личности многих из них десятилетиями были засекречены.

Особенная ценность музея – воспоминания участников Великой Отечественной войны, многих из которых уже нет в живых. Посещение музея – хороший шаг для развития и воспитания патриотических чувств и интереса к своей истории у молодых россиян. Это место, где хранят память о подвигах предков, которые и сегодня вдохновляют молодых граждан России.

Загрузка