Вечером рабочие Ford во Всеволожске проведут часовую предупредительную забастовку. Профсоюз завода еще в конце сентября выдвинул ряд требований руководству предприятия: пересмотр условий начисления заработной платы, создание комиссии по распределению средств социального страхования и, главное, увеличения зарплаты на 30% и выплаты 13-й, премиальной зарплаты. Рабочие сочли возможным требовать увеличения оплаты труда в связи с планируемым увеличением производства с 1 января.
Двадцать седьмого сентября, после неудачных попыток достигнуть компромисса с помощью примирительной комиссии, профсоюз объявил о проведении предупредительной забастовки. Лидер профкома завода «Форд Мотор Компани» Алексей Этманов сегодня подтвердил «Газете.Ru», что с 22.30 до 23.30 мск около 350 рабочих из 450 приостановят работу.
В случае невыполнения требований рабочих руководством завода еще до конца года завод может ожидать более крупномасштабная акция.
Сегодняшняя остановка производства, по словам представителя российского Ford Екатерины Кулиненко, никак не отразится на объемах производства и сроках поставки автомобилей. За час во Всеволжске собирают 7 «Фокусов». Руководство завода, сообщает Кулиненко, уже согласилось пересмотреть принципы начисления зарплаты и создать комиссию по управлению средствами социального страхования. На увеличение зарплаты в ФМК пока не пошли: по словам Кулиненко, такой вопрос невозможно решить без согласования с материнским предприятием. Однако всеволожские рабочие дальнейших отсрочек ждать не намерены и грозят остановить завод на несколько дней. Последствия подобной акции в Ford комментировать отказались.
«Сейчас средняя зарплата на заводе — 15 тыс. рублей, — рассказывает глава профкома всеволожского завода Алексей Этманов, — и, чтобы получить столько, многие буквально спят на заводе. Минимальная зарплата составляет 11 тыс. рублей, а максимальная ставка — 17 тыс. рублей в месяц».
Российские рабочие пока не требуют европейских зарплат: по словам профсоюзного лидера, в уровне оплаты труда они ориентируются на Бразилию, где у Ford также есть сборочные производства.
<1>«Там минимальная зарплата примерно равна нашей максимальной, максимальная — около 27 тысяч в переводе на рубли, — говорит Этманов, — при том что у бразильцев жизнь в целом дешевле». Рабочий всеволожского завода Ford уже знает, что в Бразилии его смуглый коллега за 50 рублей может купить килограмм мяса, а за 40 — литр водки. Этманов представляет интересы, по его собственным подсчетам, около 60% рабочих завода. Всего на автозаводе сейчас трудятся около 2 тыс. человек.
Ford, скорее всего, придется идти на уступки рабочим. Несмотря на то что средняя зарплата в автомобильной отрасли составляет около 9 тыс. рублей, во Всеволожске множество предприятий, испытывающих дефицит в рабочих и готовых предложить если не больше Ford, то по крайней мере столько же. Как писал в октябре Forbes, в так называемой Большой промзоне Всеволожска, где размещен завод Ford, уже действует завод «Русала» по производству алюминиевых банок, где рабочим платят в среднем 16 тыс., итальянская Меrloni TermoSanitari в этом году начала производить водонагреватели Аriston, а неподалеку финская Nokian Туres заканчивает строительство шинного завода. На бирже труда Всеволожского района, по данным на октябрь текущего года, было открыто 3 тыс. вакансий, в то время как официально безработными числились 300 человек.