Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Предпочтения угонщика

Статистика угонов

В МВД заявляют о повышении раскрываемости угонов и автомобильных краж. Согласно милицейской статистике, за шесть месяцев 2007 года в России были угнаны 53 000 автомобилей и почти 16 000 были обнаружены. Однако, по словам правозащитников, успехи милиции сильно преувеличены.

За первое полугодие 2007 года по России было подано в розыск 52 701 транспортное средство. Согласно статистике МВД России, лидером полугодового рейтинга самых угоняемых машин остается продукция ВАЗа — по стране доля самой популярной у автомобилистов и угонщиков отечественной марки составляет 54,6% от общего количества угнанных машин. На втором месте с большим отрывом идут Toyota и Lexus — 7,7%. Третье место занимает опять же отечественный производитель — ГАЗ с 5,18%. Четвертое — Volkswagen с 3,59%, замыкает первую пятерку Audi — 3,4%.
Московская статистика несколько иная, однако, первое место в ней также занимает ВАЗ — 30% всех украденных в столице машин. На втором — опять «Тойота», но уже без «Лексуса» — 18%. Третье место у «Фольксвагена» — его угонщики предпочли в 9% случаев. Четвертую строчку делят Audi и ГАЗ — по 8%.

По 7% приходится на такие марки как BMW, Mercedes, Mitsubishi, Mazda, Honda и Lexus.

В МВД также заявляют, что в 2007 году по всей России повысилась раскрываемость угонов и автомобильных краж — 15 817 преступлений были раскрыты: 4250 были квалифицированы как «кража», 11567 — как «угон, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Раскрываемость преступлений этих категорий в сравнении с показателями прошлого года повысилась: краж — на 16,3%, угонов — почти на 54%. Однако нераскрытыми остались 33392 преступления.

Правозащитники не верят милицейским данным и недовольны неэффективными методами ее работы. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин рассказал, что способ составления статистических данных по угонам в милиции не учитывает ряда факторов, например, найдена машина или просто обнаружена, возвращена владельцу или нет.

«Известны случаи, когда милиция обнаруживает машину в другом городе, но съездить за ней и просто изъять не может годами. Однако галочка, что машина обнаружена, в статистике уже стоит», — говорит Травин.

Меры по розыску похищенных машин Травин также считает недостаточными. «Постоянно создается колоссальное число всевозможных структур по борьбе с угонщиками, часто проводятся рейды с применением камер считывающих номера машин в потоке — но они физически неспособны «выцепить» больше, чем пару-тройку машин и проверить их», — считает он. По настоящему же эффективные способы, по мнению Травина, в МВД сегодня не используются. «Всего-то нужно совмещать при перерегистрации или техосмотре две базы данных — базу VIN-кодов выпущенных машин и базу зарегистрированных в ГАИ». Если машина угнана и номера ее агрегатов «перебиты» — «из тройки восьмерка, из нуля девятка», — то в совмещенной базе данных ее просто не будет, ведь автозаводы ставят уникальные номера с тем расчетом, чтобы автомобили с идентичными VIN-ами сходили с конвейера с интервалом не менее 30 лет. «Есть и аппаратура, есть желание автопроизводителей и дилеров сообщать милиции VIN-коды производимых и продаваемых машин. Однако методы МВД все так же архаичны», — подчеркивает Травин.

Есть и другая статистика краж и угонов, альтернативная милицейской. Ее составляют страховые компании.

Она более точна и детальна — в отличие от МВД, страховые компании пытаются просчитать все свои возможные риски и установить дополнительную процентную ставку по риску «Угон» на самые популярные у воров машины. Поэтому в страховых рейтингах фигурируют не просто марки автомобилей, но и конкретные модели. Представитель страховой компании «РЕСО-Гарантия» Сергей Масленков рассказал о механизме формирования ставки: «Как правило, два раза в год мы смотрим, какие именно машины были угнаны у наших клиентов, смотрим на марку, год выпуска — и в соответствии с этим корректируем наши тарифы. Эти данные мы дополняем и сведениями из милицейской статистики». Существует прямая зависимость: чем более популярен автомобиль среди угонщиков, тем большую сумму заплатит его владелец за страховку, по повышенному тарифу за риск «Угон».

С другой стороны, статистические данные страховщиков по угонам менее репрезентативны, чем милицейские — выборка автовладельцев в этом случае ограничена кругом тех, кто готов платить достаточно большие деньги за страховку от угона. Владельцы часто угоняемых «Жигулей» и стареньких иномарок сюда не попадают — нет смысла платить большие деньги за страховку недорогой машины.

Так, например, согласно данным компании «РЕСО-Гарантия», самыми угоняемыми машинами считаются модели Lexus RX — тариф по риску «Угон» на них составляет 18% от стоимости автомобиля, Toyota Land Cruiser — 10%, Toyota Camry — 3%. Отечественные автомобили, такие как ВАЗ 2112, 2113, также облагаются тарифом 3% по угону. В случае установки на автомобиль спутниковой сигнализации тарифы понижаются.

«Неугоняемыми» же в РЕСО считают «французов», «корейцев», марки Nissan, Opel, Mitsubishi, Ford, и седаны Lexus. Для них тариф на страховку от угона будет минимальным.

Со статистикой РЕСО схожи и данные компании РОСНО. Начальник отдела Центра страхования автотранспорта РОСНО Дмитрий Кузнецов рассказал, что среди транспортных средств стоимостью свыше 40 000$ наиболее угоняемы такие марки и модели как Lexus GX, RX, Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser. Среди менее дорогих автомобилей (стоимостью до 40 000$) — Toyota Avensis, Corolla, Camry.

Правозащитники же ставят под сомнение и эти данные. По словам Виктора Травина, эта «статистика» делается на основе простых расчетов — автомобилей каких марок было больше всего не угнано, а застраховано за последний отчетный период. Травин также убежден, что «статистик» у страховщиков имеется несколько, их цель — убедить клиента, что именно его автомобиль — самый угоняемый. «С «Ауди» придете — будет за последний месяц угнано больше всего «Ауди», с VW — значит VW, и так далее», — считает Травин.