Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Передел рынка ОСАГО

РСА предлагает забирать у неблагонадежных страховых компаний их клиентскую базу, имущество и деньги

РСА предлагает забирать у неблагонадежных страховых компаний их клиентскую базу, имущество и деньги, передавая их другим страховщикам. Для этого предлагается внести поправки в закон «О банкротстве». Правозащитники, считают, что это может привести к монополизации рынка и поглощению маленьких компаний крупными.

В понедельник в Москве состоялась конференция автостраховщиков, посвященная практике применения процедуры банкротства к страховым компаниям на рынке ОСАГО. В числе прочих тем обсуждались грядущие поправки в Федеральный закон «О банкротстве». Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает принудительно забирать у недобросовестных игроков на рынке ОСАГО страховые портфели с накопленными клиентами и продавать их другим страховым компаниям. «Речь не о том, чтобы как-то наживаться», — пояснил начальник правового управления РСА Андрей Юрьев.

«РСА заплатил за страховые компании, которые ушли с рынка «по-английски», уже более 600 млн рублей, — прокомментировал «Газете.Ru» предложенные поправки г-н Юрьев. — А раз они являются ворами, мы настаиваем на том, чтобы в законе о банкротстве появилась более жесткая ответственность для владельцев страховых компаний и более четкий порядок действий при банкротстве».

Дело в том, что, согласно закону об ОСАГО, РСА несет материальную ответственность за все компании на рынке автогражданки.

И если страховщик обанкротился, у него отозвана лицензия или он просто покидает рынок, не выполнив обязательства перед страхователями, автомобилисты имеют право на компенсацию в случае аварии из компенсационного фонда РСА. Именно для этого страховые компании отчисляют в резервный фонд союза часть денег от полисов «автогражданки».

Предложенные поправки в закон о банкротстве предусматривают, более жесткие условия для страховых компаний. Так, по словам начальника отдела законодательства Департамента корпоративного управления МЭРТ Елены Раицкой, признаком банкротства считается непогашенная в течение 14 дней задолженность в 100 тыс. рублей. Таким же признаком банкротства считается низкий размер активов страховой компании, не позволяющий рассчитаться с потенциальными должниками по страховому случаю, передает слова Раицкой «Интерфакс». Глава департамента также сообщила, что законопроект предусматривает возможность введения временной администрации в случае отзыва лицензии у страховой компании либо приостановки ее деятельности из-за отсутствия денег. Ожидается, что обязанности временной администрации будут выполнять арбитражные управляющие, а не представители союза страховщиков. Следующий этап — страховой портфель, имущество и все средства должника, а также долги по заключенным договорам передадут более крупным и благонадежным страховщикам.

В МЭРТ утверждают, что передача страхового портфеля профобъединению страховщиков минимизирует риски и усиливает защиту автомобилистов.

Страховщики такой подход полностью одобряют и говорят, что совсем не обязательно дожидаться, когда страховая компания совершит промах и у нее отнимут лицензию. Нужно проверять компании все время, чтобы они не успели обанкротиться и их активы были более ценными.

«Нужно делать выездные проверки, потому что, когда у компании отзывают лицензию, как правило, все активы уже выведены»,

— говорит директор РСА по связям с государственными и муниципальными органами власти Ольга Иванникова.

Сами страховые компании, как крупные, так и маленькие, региональные, в целом положительно относятся к ужесточению правил работы с автогражданкой. Они, видимо, надеются на честность РСА и верят, что их не станут признавать неблагонадежными еще до официального решения Росстрахнадзора.

«Безусловно, эти изменения давно назрели, — говорит заместитель директора центра страхования автотранспорта РОСНО Сергей Абалакин. — РСА будет инициировать проверки именно неблагонадежных компаний, и ничего дурного в этом нет».

Такого же мнения придерживаются и в небольших региональных компаниях, которые на самом деле могут оказаться в уязвимом положении. «Мы за то, чтобы нас контролировали, достанется тем, кто работает непрофессионально и пытается жульничать», — отметила гендиректор страховой компании «Гайде» Татьяна Гай.

«В целом поправки должны отрегулировать рынок ОСАГО, однако важно знать, насколько справедливо они будут применяться», — считает лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. По его словам, это нововведение может обернуться легальной формой монополизации рынка с поглощением мелких компаний. «Многие компании задерживают выплаты важно, чтобы банкротство одинаково применялись и к солидным страховщикам, и к менее сильным. Правозащитник также уверен, что любые регулирования в области автогражданки дают страховщикам лишний повод требовать повышения тарифов.