Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Колеса Померании

История марки Stoewer

Марка Stoewer закончила свою жизнь в виде оборудования, вывезенного в СССР в счет репараций.

Фирма Stoewer была основана Бернардом Штовером в середине XIX века в Штеттине, что у устья Одера. Спустя десятилетия фирма с тысячью рабочих насыщала мир пишущими машинками для фрейлин и швейными машинками для фрау. Были ещё велосипеды для всевозможных «герров».

Прекрасная работящая марка под знаком грифона – символа древней земли Померании, переходившей то германцам, то славянам.

У Бернарда было два сына: Бернард-младший и Эмиль. Первый – блестящий инженер, второй – хороший коммерсант. Вместе в 1896-м они выпросили у отца завод в Штеттине под свою мечту. Империя бурлила техникой, все, кто выпускал что-то сложнее дверного замка, пробовали себя в автопроме, так что новый век братья решили встретить уже на колесах. Первая же машина задала тон развитию марки – имя 6,5 – сильного экипажа можно перевести как «Большая машина». Настоящий успех в лице модели G4 вышел в 1908 году – было продано свыше тысячи авто.

Первая мировая война только раззадорила братцев: расширяя бизнес, они превратили Stoewer в акционерное общество, выпускавшее автобусы, тягачи и авиадвигатели. Пережив горькое бремя поражения страны, братство начало эксперименты: снабдило свои «штоверы» авиационным двигателем и ровно в собственной традиции вышло на рынок с самым мощным авто того времени – 120 сильным D7. После Первой мировой многие были уверены, что авиация умерла – пилоты возили почту, тяжелобольных и редких пассажиров, дебоширили и спивались, а авиадвигатели производители не знали куда приткнуть. Основную же линейку составили машины с четырех- и шестицилиндровыми моторами.

А тут и Германия поднялась и толстосумы выползли из своих нор, так что Stoewer развернулся не по-детски.

Верно, думая, что благоденствие это – навсегда, Stoewer начал в 1928 году выпуск авто S8 и G14 с 8-цилиндровыми двигателями. Блажен, кто верует. Наступление 1930 года фирма отметила гигантами с восьмицилиндровыми двигателями с такими же «восьмицилиндровыми именами»: «Гигант», «Маршалл» и «Представитель». Их скорость теперь уже уверенно «царапала» планку в 130 км/ч, а мощность подбиралась к 120 л.с.

Увы, они появились на свет уже «смертельно больными».

Паника 1929 года уже спешила в Европу на курьерском пароходе, так что «мастодонты» вскоре выпали из производственной линейки. Всего Stoewer успел выпустить более двух тысяч авто с «восьмерками» – не так уж мало.

Штоверы заметались. В 1931 году на рынок вышел переднеприводной Stoewer V5, один из пионеров жанра front-drive, разгонявшийся до 80 км/ч. Появился и малоразмерный Greif Junior. Он имел довольно бойкий обтекаемый дизайн, но был детищем Tatra и выпускался по лицензии фирмой Rohr, чье наследство было куплено штоверцами. Сам Stoewer не особенно увлекался дизайнерским поиском.

Stoewer оказалась в десятке немецких автосчастливцев, кто пережил Великую депрессию. Напоследок Штоверы все же настояли на амбиции. Последним авторским «штовером» был Greif V8, после чего братья совсем отошли от дел.

Яркая переднеприводная красавица с отменным силуэтом, фирменной «восьмеркой» и передним приводом.

Впрочем, и следующая модель – Arkona – имела свои нюансы, как установка двух карбюраторов Solex, как на Maybach Zeppelin или BMW 326. Arkona было выпущено менее тысячи, купе Sedina – всего около двухсот. Потом был сплошной Гитлер. С началом Второй мировой «Штовер» помрачнел, насупился и пошел на фронт добывать свое арийское превосходство. На заводе начался выпуск 1,8-тонных джипов LEPKW для вермахта. Один из них недавно участвовал в майском ралли Chopard в Москве.

Отгремела Вторая мировая. Европу поделили снова. Западная Украина и Западная Белоруссия, занятые Красной Армией в 1939 г., остались за СССР. В компенсацию Польша получала от Германии Верхнюю Силезию, часть Восточной Пруссии и Померанию. В том числе Штеттин, ставший Щецином. Все счеты были закрыты. Германской Померании более не было. Братья, к счастью для них, до этого не дожили. Один умер в 1937-м, другой – в 1942 году. Ну а оборудование завода Stoewer, мало пострадавшего во время войны, было вывезено в СССР ещё до передачи территории полякам. В счет репараций.

Фирма выпустила за полвека всего около 40 тысяч авто. Около 140 из них живы.