В России создается специальный комитет при Совете Федерации, который должен разработать масштабную концепцию по утилизации автомобилей. «На сегодняшний момент интенсивное развитие автомобильного транспорта выдвинуло острую для России проблему сбора и переработки отходов автотранспорта: автопокрышек, кузовного лома, свинцово-кислотных аккумуляторов и масляных фильтров», — рассказал «Газете.Ru» председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. Сенатор отметил, что в России самый старый автопарк в Европе, и половина всех автомобилей в стране — старше 10 лет. По данным Greenpeace, хлор, свинец, ржавчина, а также другие токсичные вещества только одного разлагающегося автомобиля в среднем загрязняют до 100 метров земли.
В Совете Федерации приводят иностранный опыт. Так, по словам спикера Совета Федерации Сергея Миронова, в западных странах производители автопокрышек берут на себя расходы по их утилизации.
«Это новая для нас тема, потому что в СНГ переработка старых автомобилей и изношенных автопокрышек находится в зачаточном состоянии. А, например, Япония благодаря инновационным технологиям к 2012 году планирует выпускать до 90% новых автомобилей за счёт утилизированных», — считает Миронов.
Для решения этого вопроса законодатели предлагают разработать нормативную базу для утилизации машин. В частности, предлагается изменить вопрос с брошенными автомобилями во дворах, когда местные муниципалитеты по своему усмотрению признают машины брошенными и вывозят их на свалку лома. В своих действиях они руководствуются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Однако этот закон недостаточно точно оговаривает механизм отчуждения брошенных машин в пользу государства, поэтому многие бывшие автовладельцы оспаривают решения муниципалитетов и добиваются возмещения убытков.
Ответственность за утилизацию машин предлагается возложить как на автопроизводителей, так и на самих водителей.
Отслеживать опасные для экологии автомобили будут с помощью базы регулярного государственного техосмотра. Автомобили, не предъявленные к ТО более 2-х раз подряд, а также брошенные, аварийные и списанные машины автоматически попадут в кандидаты на утиль.
По словам Завадникова, также будет ужесточен контроль над так называемыми «разборками», которые торгуют некачественными запчастями со старых автомобилей. Кроме того, по словам Завадникова, необходимо наладить систему по сбору автоутиля и его передачи на перерабатывающие заводы, для того, чтобы загрузить их на полную мощность.
Однако экологи пессимистично отнеслись к инициативе сенаторов и уверены, что она не принесет положительного результата для природы.
«Никто не мешает чиновникам решать эти проблемы с помощью действующего законодательства.
В России есть утилизационные заводы, но они загружены не на полную мощность», — считает Алексей Киселев, координатор токсической программы Greenpeace в России. По мнению эксперта, в России необходимо упростить систему снятия автомобиля с учета в ГАИ. «Многих автомобилистов отпугивают очереди, и они снимают с машин номера и бросают их в лесу или топят в реках, а затем объявляют в угон».
Правозащитники уверены, что государство должно пойти навстречу автомобилистам и полностью взять обязанность по утилизации на себя. «По звонку автомобилиста государство должно предоставить эвакуатор и самостоятельно снять автомобиль с учета в ГИБДД. Только в этом случае удастся решить проблему брошенных машин», — говорит лидер движения автомобилистов «Свобода Выбора» Вячеслав Лысаков. Впрочем, правозащитник уверен, что в ближайшее время российские чиновники не пойдут на такой шаг.