Российское правительство создаст единую госкомпанию по организации строительства и эксплуатации автодорог, об этом в пятницу сообщил заместитель председателя правительства Сергей Иванов на форуме «Эксперт-400», передает ИТАР-ТАСС. «Принято принципиальное решение о создании государственной компании по управлению автомобильными дорогами», — цитирует зампреда информагентство. По словам Иванова, госкомпания также займется управлением и развитием объектов на территории примыкающей к дорогам. «Сейчас идут переговоры о том, какая будет структура у госкомпании», — пояснил источник «Газеты.Ru» в Федеральном дорожном агентстве «Росавтодор».
По словам члена общественного совета «Росавтодора» Вячеслава Лысакова, речь идет о госкорпорации «Автодор», которая будет заниматься обслуживанием федеральных трасс. Однако у специалистов существуют серьезные сомнения о правомерности новой структуры.
Эффективную форму управления дорогами ищут уже много лет. Например, до 2003 года в России средства для строительства дорог собирали в региональные и федеральные дорожные фонды. Сюда поступали деньги от налогоплательщиков и те средства, которые получали от выплаты штрафов ГАИ. Однако затем их признали убыточными и упразднили. В результате административной реформы налоговые сборы поступают сначала в общий бюджет, и оттуда они поступают к дорожникам. Управлением автодорогами сейчас занимается «Росавтодор» и еще около 300 предприятий с различными формами собственности. Однако справиться с проблемой дорожного строительства им не удается. «40 тыс. населенных пунктов в стране не имеют дорог с твердым покрытием. Лишь 37% трасс федерального значения и 24% региональных дорог отвечают техническим требованиям. Еще в прошлом году Минтранс обещал, что к 2015 году 100% дорог приведут в порядок. Однако в этом году чиновники свои прогнозы скорректировали: в последнем отчете министра транспорта Левитина к 2015 году техтребованиям должны будут соответствовать лишь 50% дорог», — заметил Лысаков.
При этом и форму дорожной госкопорации эксперты считают весьма сомнительной. Такие госорганизации стали достаточно популярны последние несколько лет. Суть в том, что госкорпорация может пользоваться госфинансированием, но при этом и допускает наличие собственности, не подконтрольной государству. По задумке чиновников, новая структура будет зарабатывать деньги для строительства новых дорог и привлекать частных инвесторов к этому процессу.
«Велика вероятность, что при такой форме организации еще больше средств будет уходить по карманам чиновников, так и не доходя до строителей.
Госкорпарация — очень невнятная структура с точки зрения подотчетности налоговым органам, да и с юридической точки зрения», — считает специалист.
Обсуждение вопроса о госкомпании по управлению дорогами началось еще несколько лет назад. Однако никакой конкретики до сих пор нет, отмечает президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. Главный вопрос, который стоит перед разработчиками новой госкомпании, в том, какими полномочиями должна обладать эта структура.
Чиновники склоняются к тому, чтобы отдать в ведение госкорпорации только платные дороги, отмечают источники «Газеты.Ru», близкие к данной теме.
Аналогичные госкорпорации успешно работают в США, Японии, Южной Корее, Малайзии и других странах.
Эксперты сходятся во мнении, что за строительством дорог необходимо установить жесткий государственный контроль над качеством работы дорожников и расходами. «Нынешняя система категорически не справляется со своими обязанностями по целому ряду причин: нет законов, нет профессионалов, нет тех, кто бы следил за качеством работы дорожников», — замечает профессор кафедры проектирования дорог МАДИ Владимир Залуга. С ним согласен Скворцов. По его мнению, в большинстве стран государство гораздо жестче регламентирует работу дорожников. «Система организации управления автодорогами требует серьезной доработки. В первую очередь нужно переходить к новым формам управления деньгами. Куда лучше работал бы «Росавтодор», если бы у него было больше возможностей принимать решения самостоятельно», — отмечает он.
Кроме того, по мнению Лысакова, существенно осложняет проблему тот момент, что в строительстве дорог по-прежнему используются подходы, выработанные еще в 60–70-х годах. «Дороги, которые строятся сейчас, приходится ремонтировать каждые 3–4 года. В результате почти все средства уходят на латание дорожных дыр», — отмечает он.
Сейчас уже есть технологии, которые позволяют дорогам служить по 20 лет без ремонта: в основе такого строительства лежит использование сверхпрочных плит, которые плотно стянуты между собой. Таким образом дороги строятся сегодня в большинстве развитых стран. По словам специалиста, в 2007 году в России было построено около 495 км федеральных дорог. Для сравнения: в Китае за год сдается более 50 тыс. км. «У России сейчас всего 47 тыс. км федеральных трасс. Задачи, которые ставит перед собой правительство: к 2020 году удвоить их количество. То есть за 12 лет мы построим столько же километров дорог, сколько в Китае делают за год», — констатировал Лысаков. При этом, как отметил эксперт, в свете последних событий не исключено, что финансирование дорожного строительства будет пересмотрено в меньшую сторону, и в таком случае состояние дорог в России станет еще хуже.