Банкрот дал ГАЗу президента

У ГАЗа появился президент из GM

Бывший вице-президент General Motors Бо Андерссон назначен президентом «Группы ГАЗ». Эта позиция была создана специально для иностранного топ-менеджера. Главная задача нового президента – сделать ГАЗ не зависимым от государственных средств.

Управлением в «Группе ГАЗ» займется 53-летний Бо Андерссон, выходец из прежней команды топ-менеджмента, стоявшей во главе глобального General Motors до того, как в июне этого года американский автокоцерн объявил себя банкротом. В пятницу бывший вице-президент General Motors Бо Андерссон назначен президентом «Группы ГАЗ». В июне он стал советником Олега Дерипаски (владелец «Группы ГАЗ») по автомобилестроению и председателем совета директоров в компании.

Президентская позиция в компании была создана специально для Андерссона в качестве «пристройки» к действующей системе управления.

Ранее функции президента исполнял председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин. Формально он остался на своем месте. Тем не менее фактически теперь он будет находиться в подчинении у нового президента и сосредоточится на государственных заказах.

Бо Андерссон, швед по происхождению, более 20 лет работал в компании General Motors. В 1987 году он получил должность менеджера GM по взаимодействию с компанией SAAB. В 1990-м назначен вице-президентом по закупкам. С 1997 году стал вице-президентом по закупкам европейского отделения GM. В 1999 году вернулся в Северную Америку, где возглавил направление по международным закупкам GM, а с апреля 2007 года по июнь 2009 года работал вице-президентом GM Group по глобальной политике закупок и развитию сети поставщиков.

«Бо Андерссон — специалист с колоссальным опытом, который должен помочь ГАЗу выйти на качественно новый уровень.

Как председатель совета директоров он будет определять стратегию «Группы ГАЗ», заниматься разработкой модельной линейки. Как президент, будет отвечать за качество и технологии производства», — пояснила «Газете.Ru» заместитель председателя правления «Группы ГАЗ» Елена Матвеева.

Предоставив ему возможность оперативного управления, в компании рассчитывают, что в долгосрочной перспективе ГАЗ может стать более конкурентоспособной компанией, не зависимой от государства. «До сих пор Горьковский автозавод во многом зависел от заказов государства. С кризисом их количество резко сократилось. Для того чтобы автопроизводитель смог существовать независимо, нам нужно именно сейчас сконцентрировать на этом все усилия», — пояснила Матвеева.

Эксперты положительно оценивают кадровые перестановки в российской компании. «Для ГАЗа это одно из необходимых условий успешной модернизации. В России менеджеров с соответствующим опытом практически нет, — считает аналитик ИК «Финам» Константин Романов. — Как результат, приходится перекупать западных специалистов, владеющих наиболее современными технологиями управления в бизнесе. Этому способствуют и проблемы западного автопрома: специалисты ищут более перспективные компании, в которых они смогут реализовать свой потенциал».

По его словам, традиционно западные менеджеры переходили в российские компании с премией 50% от стоимости соответствующих специалистов за рубежом. Однако кризис изменил расклады, экспатам больше не переплачивают.

«Несколько миллионов долларов в год за опытного менеджера — вполне адекватная цена, доля которой в общем бюджете модернизации крайне невелика», — добавляет эксперт.

Романов отмечает, что несмотря на то, что и на ГАЗе, и на «АвтоВАЗе» производители для решения проблем прибегли к помощи иностранных специалистов, подход ГАЗа дает больше отдачи. «На ВАЗе речь идет о членах совета директоров, которые не участвуют в оперативном руководстве предприятием. Они раз в месяц приезжают на совет директоров, чтобы утвердить или не утвердить те или иные предложения, возможно, высказать какие-то инициативы. Они выполняют контрольные функции. ГАЗ покупает линейных специалистов, решающих прикладные управленческие задачи. Они же несут ответственность за их реализацию», — поясняет аналитик.