Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Универсальный Fiat

Завод Sollers в Татарстане

Sollers запустил в производство полноприводную версию микроавтобуса Fiat Ducato. Трансмиссия была разработана специально для России. Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на заводе Sollers, образовавшем в Татарстане автопромышленную инфраструктуру.

Завод Sollers расположен в особой экономической зоне «Елабуга» в Татарстане (по-татарски ― Алабуга). Приземлившись в Нижнекамске, мы долго едем на автобусе по снежной степи, которая сливается с высоким морозным небом где-то на горизонте. Редкие крошечные коробочки домов засыпаны снегом. Машин очень мало, а дороги плохо расчищены. Огромные разноцветные корпуса завода, которые выплывают из небольшого пятна леса, кажутся совершенно нереальными. В какой-то степени становится понятным желание местных властей отгородить свободный от налогов завод высоким забором с колючей проволокой, КПП на въезде и шлагбаумом. Заодно рабочие не смогут вынести нерастаможенные запчасти или, чего хуже, вывести нерастаможенные машины.

Из-за этого особая экономическая зона похожа на праздничный концлагерь.

В промышленный дизайн Sollers вкладывается осознанно, чтобы подчеркнуть современность производства и уровень отношения к проектам. Другие заводы ― в Набережных Челнах, во Владивостоке, а также перестроенные цеха УАЗа и ЗМЗ ― спроектированы по тому же принципу. Причем подбором красок европейский подход не ограничивается. Чтобы получить лицензию Fiat, компания закупила сборочные линейки последнего поколения ― большая часть роботов из Германии. Сейчас производство включает полный цикл: сварка окраска и сборка оборудования, с 2011 года планируется еще и штамповка кузовов.

Сегодня базовая версия Fiat Ducato собирается на 38% из российских запчастей, спецверссии ― на 50%. В будущем планируется перейти на 70-процентную российскую составляющую. «Мы сразу для себя решили, что не будем сотрудничать с крупными поставщиками, обслуживающими «АвтоВАЗ» или ГАЗ. Мы начали подталкивать к развитию небольшие компании. Бизнесу нужно помогать ― обеспечивать его заказами, ― рассказывает директор предприятия в Елабуге Адиль Ширинов. ― В итоге мы имеем более сговорчивых по ценам партнеров, с высоким качеством, а также более благополучный регион ― большинство наших поставщиков сосредоточены в Татарстане».

Ширинов на заводе с самого открытия. Он знает каждый станок и, наверное, каждого из полутора тысяч сотрудников и сам прорабатывает концепцию продвижения своих продуктов.

Так, например, Ducato ― это универсальный микроавтобус, который можно приспособить под индивидуальные нужды заказчика. Сейчас завод выпускает 22 модификации таких машин, начиная от маршруток, автомобилей «скорой помощи», пожарных, МЧС и до VIP-салонов с кожаными креслами и деревянной барной стойкой. Все они выставлены в демонстрационном зале, расположенном за большой зоной контроля качества. «Вот автомобиль, сделанный под заказ службы занятости. Мы поставляем такие машины полностью укомплектованными ― с микроволновой печкой и компьютерами, ― Ширинов подводит нас к белому автобусу. Салон разделен ширмой на две кабинки. С каждой стороны в пол вмонтированы стулья, на столах закреплены ноутбуки, за спинками передних кресел расположен стеллаж, с микроволновкой и чайником. ― Это оперативный штаб. Мы в прошлом году таких сделали 240 штук, в этом году еще 1100 должны сделать».

Полноприводную версию Ducato Fiat заказал французским разработчикам и сертифицировал специально для России.

Много оперативных машин закупается для регионов, в том числе автомобили службы спасения, дорожных рабочих или военные микроавтобусы. Такие автомобили должны стабильно работать в разных условиях.

Впрочем, пока, несмотря на широкий спектр услуг, Ducato не может побить положение горьковской «Газели». При общем падении рынка на 30% в 2009 году Fiat смог получить 18% заказов, в то время как за ГАЗом осталось 48%. Зато иностранные конкуренты, не производящие свои машины в России, а значит, не имеющие приоритета в тендерах на госзаказах и более дорогие, в том числе за счет уплаты таможенных пошлин в полном объеме, сильно отстают от Ducato. Ford Transit ― 3%, LDV Maxus ― 3%, Toyota Hace ― 2%. Sollers рассчитывает побить конкурентов низкой стоимостью обслуживания своих машин. Сейчас ведется разработка экономичного битопливного двигателя, работающего на бензине и газе.

Что думаешь?
Загрузка