Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пожалуйста, не продавайте Россию

Репортаж корреспондента «Газеты.Ru» с автопробега Пекин — Москва

Как журналист «Газеты.Ru» проехал от Пекина до Иркутска на китайском кроссовере, увидел Великую китайскую стену, Тихий океан, родину Чингиз-хана, Байкал и абсурдное количество китайских кагебешников.

«Давай, давай, поживей, Седьмой! Педалька такая справа есть, газ называется, жми на нее!» Рация язвила и материлась, я обливался потом. Седьмой - это я, седьмой экипаж автопробега Пекин-Москва. Им легко говорить про газ, а я первые тридцать секунд за рулем автомобиля Hover H6. У него все, как настоящее: довольно удобный и просторный кожаный салон и относительно живой дизельный двигатель с турбиной, к которому прилагается шестиступенчатая ручная коробка передач. Вот только машина вообще не едет, пока турбина не включится, даже тронуться нельзя. Турбина включается на, примерно, 1700 оборотах, то есть надо всякий раз довольно мощно газовать и жечь сцепление. А происходит все это на улицах города Пекина — огромного, во много раз больше Москвы размером, и густонаселенного.

Колонна из 12 машин не успевает, не разорвавшись, проехать светофор, в нее вклиниваются безумные такси, грузовички, электрические мопеды и прочая нечисть.

Ведущий и замыкающий колонны имеют некоторый опыт езды в таких условиях и знают, что надо жать напролом, ехать бампер в бампер, а если кто-то пытается вклиниться, молча идти на таран — местные всегда в последний момент уворачиваются. Но вежливый и ответственный европейский водитель из Москвы (да, по сравнению с третьим миром и некоторыми особо темпераментными южноевропейскими странами, мы такие) не может сразу перестроиться.

Отсюда и мат, и язвительные комментарии в эфире.

Это был первый день первого этапа большого путешествия. Автомобильный тур Пекин-Москва, организованный «Миром без границ» и дилером Great Wall, должен был пропагандировать автотуризм в Китае. Можно же доехать за месяц от Пекина до Москвы? Я участвовал только в первом этапе, до Иркутска, но в принципе можно. Ведь можно же прокатиться по Китаю на машине, на своей или на прокатной? Идея путешествия была простой: компания Great Wall выдает команде журналистов автомобили, колонна проезжает через северный Китай, пересекает границу, едет через Забайкальский край в Иркутск, там экипажи меняются, следующая команда на тех же машинах едет до Новосибирска, а последний экипаж торжественно въезжает в Москву и финиширует со знаменем на Красной площади.

Всякий человек, хоть немного знакомый с реалиями двух сверхдержав, начал бы в этом месте смеяться. Китайско-российскую границу нельзя пересечь на автомобиле.

Китайская тайная полиция никогда не позволит туристу кататься по стране одному на машине, без гида, присягавшего партии и правительству. Не говоря уже о том, что российские права на территории Китая не действуют. И границу пересечь на легковом автомобиле нельзя. Ну то есть можно, но вам этого не захочется делать. Да и легендарное качество китайских автомобилей вряд ли позволит им преодолеть десять тысяч километров в разных режимах, включая отвратительные азиатской части России.

Все и так, и не так. Официальной целью пробега было выяснить, возможно ли кататься по Китаю на машине, и официальный ответ был — конечно да, возможно. Неофициальный ответ — да, если ты катаешься в составе автоколонны с китайскими участниками - «журналистами» и «представителями автозавода», «сотрудниками турфирмы». Кавычки тут неизбежны. Всю дорогу мы хихикали, гадая кто из наших сопровождающих друзей в каком звании. До тех пор, пока не пришло время немного починить машины - вытрясти и вычистить воздушные фильтры после поездки по разбитой пыльной грунтовке, уже в Бурятии. Выяснилось, что механик Чжи Гань, при котором был целый пикап железок, забыл инструменты. У него просто не было чемодана с ключами. А когда наши сходили в магазин и купили дешевенький китайский набор ключей, «механик» просто растворился. Чинили своими силами.

Границу мы пересекали каким-то таинственным способом. Участники автопробега целый день шопились и выпивали в китайском приграничном городе Манчжурии (Манчжоу-ли, тот еще вертеп, надо сказать), а на следующее утро сели в автобус, прошли таможню и вот уже мы опять за рулем наших верных боевых колесниц, фотографируемся для торжественной встречи на Родине. Машины пересекали границу в качестве карго.

Временные китайские права мы получили за три часа — на всю компанию из примерно тридцати водителей на дюжину автомобилей.

При этом документы были поданы и оформлены заранее. Год Российского туризма в Китае, проект, одобренный на правительственном уровне, замминистра приходил на торжественное открытие, все дела — все трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь повторить их самостоятельно.

Ну и наконец, самое главное: машины оказались почти отличными. И Hover H6 с его безумной турбиной, и Hover M2, квадратная малолитражка с мощностью 75 л.с. и аэродинамикой кирпича, который не разгонялся и толком не ехал, и бензиновый пикап, к которому в сущности не было никаких претензий кроме некоторой слабосильности на трассе. Ну просто тяжело ему было ехать больше ста км/ч в горку.

Но ни одна машина на долгой дороге от Пекина до Москвы не сломалась, кроме той, в которой журналист-водитель сжег сцепление еще в первый день в Пекине.

Машины проехали весь маршрут сами (кроме границы, которая теряется в алкогольном тумане), побывав в довольно экстремальных условиях. Это самый главный и самый удивительный вывод путешествия. Второй — поездка в составе автоколонны совмещает все недостатки автопутешетсвия (целый день за рулем) со всеми недостатками путешествия на автобусе (ехать строго по маршруту, просыпаться и есть по команде, все время общаться с малознакомыми людьми с самыми разными особенностями психики и т.д.).

Третий — я бы никогда не поехал бы в такое путешествие сам, не увидел бы в течение десяти дней Пекин и Харбин с их безумным трафиком и фантастическими памятниками, не поиграл бы на электронном белом рояле в самом дорогом европейском кафе города Харбина, не увидел бы фальшивый новодел Великой китайской стены, Тихий океан, степи Внутренней Монголии, родовое кочевье Темучина Чингиз-Хана и реку Онон, Байкал, гордых девушек из Читы, теряющих паспорта, чтобы уйти от уголовного преследования, вонючее желтое облако целлюлозного комбината на Байкале и крепостные народные ансамбли, принадлежащие хозяевам комбината. Фантастического качества автомагистрали Китая и плохонькие, но невыносимо красивые дороги Читинского края и Бурятии. Дорожного инженера в поселке Борзя Агинско-Бурятского автономного округа, русского, который наказал нам обязательно бросать монетки или сигареты в окно духам перевалов, а, узнав, что мы москвичи, изменился в лице и строго сказал: «Пожалуйста, не продавайте Россию».

Честное слово, дядя, не будем.

Новости и материалы
В России повысили пошлины на алкогольную продукцию из недружественных стран
Huawei выпустит бюджетный клон Apple Watch
Военкор Семен Еремин погиб в зоне СВО
Украинка не пустила российскую теннисистку в полуфинал турнира во Франции
В Москве иностранец схватил ребенка за горло и пытался сбросить с третьего этажа
В РФС рассказали, сколько Дзюбе осталось играть в футбол
Немецкий депутат скрыл от властей свое предприятие в Белоруссии «Цыбулька Бел»
Развеяно популярное заблуждение о психопатах
Названы лекарства, опасные для людей с деменцией
Банки могут обязать предоставлять информацию МВД о переводах цифровых денег
Костомаров рассказал, что с удовольствием хотел бы сделать, если бы у него были руки
В коровьем молоке впервые обнаружили птичий грипп
Белоруссия отменила запрет на ввоз из России чая Greenfield и кофе Jardin
В Киеве и ряде областей Украины объявлена воздушная тревога
В Перми мужчина изнасиловал семилетнюю падчерицу и получил 22 года
В Москве арестовали членов банды из Белгородской области, занимавшихся вымогательством
В Белом доме пообещали сразу возобновить поставки Украине при одобрении конгресса
В Воронежской области объявили опасность БПЛА
Все новости